Во всем виновата «Арктика»?

"У меня есть несколько друзей-знакомых, у которых в баках было залито дизтопливо "Арктика". Они заправили полный бак во время морозов, нормально ездили - а сейчас, с потеплением, не смогли завести свои автомобили. Один, Peugeot с системой впрыска HDi - завелся-таки с буксира. Второй - трехлитровый дизель Mercedes-Benz тоже с системой впрыска Common Rail, заводиться отказался напрочь. Я провел опрос и выяснил, что не единичный случай: с плюсовой температурой моторы с Common Rail отказались работать на "Арктике". По слухам, она на 70% состоит из керосина. Может быть, керосин просто слишком сильно разжижается и насос не может создать необходимое давление? Очень хочется, чтобы ситуацию прокомментировали специалисты..."

«Арктика» более жидкая, чем обычная солярка. И если топливная система уже «подношена» (форсунки сливают в обратку, насос не накачивает), то, может быть, действительно не хватает давления, потому что топливо слишком «жидкое», - объясняет замдиректора по сервисному обслуживанию ООО "Вуатюр де Франс" (Citroёn) Борис Саенко. - Пока нужного давления не создастся, ЭБУ просто не даст форсункам команду на открытие. Но это не проблема топлива – скорее, проблема с запуском свидетельствует о состоянии системы питания. Бывало, мы брали в ремонт дизельные машины, случайно заправленные бензином – так они до нас своим ходом доезжали»…

Кстати, версию о большом содержании керосина в «Арктике» Саенко вполне допускает, но c ним не согласны другие опрошенные нами эксперты:

«Арктика» тут ни при чем. Ее цитановое число, конечно, отличается от обычной солярки, но не настолько, чтобы машина не заводилась, - считает технический директор компании «Автомобильные инновации» Сергей Брендиков. - Это не керосин, а солярка с пониженным содержанием парафинов. Но даже если бы это был керосин, машина бы заводилась без проблем. Чем плох керосин? Его температура горения выше, что может привести к прогару поршней, клапанов и т.д. Причем не думаю, что проблему можно решить, просто добавляя моторное масло».

Аналогичной точки зрения придерживается и начальник СТО ЗАО "Сифтранс" (Peugeot) Владимир Карницкий: «Я сам все эти морозы отъездил исключительно на «Арктике», не добавляя никаких присадок, и никаких проблем с автомобилем, оснащенным дизелем HDI с Common Rail не возникало. Многие знакомые и клиенты также заправлялись «Арктикой» – ни у кого такой ситуации, как вы описали, не было. Если мы говорим о топливе нормального качества, то никаких вопросов быть не должно. Проблемы с запуском могут быть связаны с какой-то неисправностью, либо топливо было некачественным, но никак не с тем, что использовалась именно «Арктика».

Я, в том числе и как потребитель, рассуждаю так. Топливо, насколько мне известно, выпущено на Мозырском НПЗ, оно соответствует требуемому стандарту, что подтверждено сертификатами. Это не керосин, там должны быть все необходимые присадки, которые позволяют обладать этому топливу всеми необходимыми свойствами. Оно не должно вредить топливной системе.

Если же говорить о керосине, как о моторном топливе, то его смазывающие качества гораздо ниже, чем у солярки. Если мы добавляем масло, чтобы эти свойства обеспечить, то при сгорании топлива образуется дополнительный нагар, который остается в камерах сгорания и на форсунках и способствует выходу из строя топливной системы и газораспределительного механизма, прежде всего, клапанов».

Кстати…

Сравнить характеристики обычной зимней солярки и «Арктики» можно на сайте Мозырского НПЗ. Если верить заявленным цифрам, то у «Арктики» предельная температура фильтруемости составляет -32С, меньше плотность и ниже цетановое число, а вот такие параметры, как температура вспышки, содержание серы и смазывающая способность, сравнимы с обычной соляркой.

Откуда слухи?

Тема состава «Арктики» активно обсуждалась на белорусских форумах в начале февраля. А поводом послужило вот это сообщение:

«Привет друзья! Давно не заходил на форум, посему внесу ясность. Хотите верьте, хотите нет, но на самом деле производимая на МНПЗ "арктика" это смесь от 75-85% керосиновой фракции и лишь 25-15% дизельной+ пакет смазывающих и цетаноповышающих присадок. Расскажу я вам предысторию, откуда оно вообще появилось. Как вы помните, в прошлом году и ранее знать не знали о нем, этой осенью в БНК родилась идея, как улучшить продажи нефтепродуктов на экспорт, и они всю голосу концерну задурили, мол, нашли рынок сбыта дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами, и следовательно концерн напряг завод (только МНПЗ) по поиску рецептуры такого топлива. Поскольку на заводе (ни на МНПЗ, ни на Нафтане) НЕТУ установок депарафинизации, речи об физическом удалении парафинов из физ.фракции вести не можем, следовательно технологи начали подбирать нужные свойства при помощи простого смешения фракций и присадок. Сначала было как положено, основа - гидроочищенные дизельные фракции + легкие газойли+присадки, но такая схема снижает лишь на пару градусов ПТФ (предельная температура фильтруемости), а выполнять то распоряжение нужно, и поэтому приняли решение от обратного - за основу - керосиновую фракцию, а к ней уже дизельную + СМАЗЫВАЮЩИЕ присадки. Долго мучались, по итогу пришли к вышеуказанной пропорции, чтобы точки кипения совпадали с ДТ, а также низкотемпературные свойства удовлетворяли. Но, все бы хорошо, однако на экспорт данное типа "арктика" топливо идет не для потребления, а для дальнейшего разведения керосином - в итоге - получение почти чистого керосина (ну если разбавить смесь 85 керосина и 15 ДТ - керосином – то, следовательно, получим со временем керосин). Керосин дороже ДТ, следовательно, и цена типа "Арктики" - дороже. В октябре я уволился из БНК, но пару недель назад был на заводе, и уточнял данный вопрос, ответ был утвердительный - топливо типа "арктика" - ни что иное как смесь КЕРОСИНА (разных керосиновых фракций) с Диз. фкакциями и пакетом присадок. С точки зрения эксплуатации - диз двигатель не может нормально работать на таком топливе, в паспорте к любому авто написано, что макс содержание керосина в смеси - до 25% (иногда видел 30% в старых авто). Так что решайте, ездить на "арктике" или нет».