Двухконтурная система охлаждения
Двухконтурная система охлаждения представляет собой устройство закрытого типа, жидкостную систему с принудительной циркуляцией и расширительным бачком. Система охлаждения заполняется Тосолом А-40, или антифризом.
Принцип работы двухконтурной системы охлаждения.
На отдельных бензиновых двигателях, оборудованных турбонаддувом и непосредственно впрыском топлива применяют двухконтурную систему охлаждения. Принцип ее работы основан на формировании разной температуры в контурах охлаждения.
Как известно, уровень наполнения камеры сгорания воздухом находится в прямой зависимости от его температуры. Охлажденный воздух на впуске обеспечивает качественное смесеобразование и наилучшее наполнение камеры сгорания.
Стандартные системы охлаждения поддерживают температуру двигателя в пределах 90-150° С. В отличие от них, двухконтурная система обеспечивает температуру в головке цилиндров в пределах 87° и 105° С. Это достигается за счет циркуляции по 2-ум контурам охлаждения. Процесс регулируется двумя термостатами охлаждающей жидкости.
Поскольку в головке цилиндров поддерживается низкая температура, то в ней циркулирует больший объем жидкости (2/3 от общего объема). Оставшаяся жидкость циркулирует в блоке цилиндров.
Для того, чтобы обеспечить равномерное охлаждение головки цилиндров, охлаждающая жидкость должна циркулировать по направлению от выпускного к впускному коллектору. Такой принцип работы системы называют поперечным охлаждением.
Термостат с двухступенчатой регулировкой.
При высокой интенсивности охлаждения головки цилиндров испытывают большее давление жидкости. Это давление вынуждено преодолевать термостат при его открытии. Чтобы обеспечить нормальную работу системы охлаждения в устройстве применяют термостат с двухступенчатой регулировкой. Тарелка таких термостатов состоит из взаимосвязанных между собой частей: большой и малой тарелки. Вначале работы термостата открывается малая тарелка, а потом она поднимает большую.
Система регулирования двигателем.
Функцию управления этой работой берет на себя система регулирования двигателем.
Когда запускают двигатель, оба термостата находятся в закрытом положении. При прогреве двигателя охлаждающая жидкость циркулирует сначала по малому кругу, то есть от водяной помпы и теплообменника отопителя, через головку цилиндров и далее в расширительный бачок, минуя радиатор. Этот цикл выполняется до достижения жидкостью температуры 87° С. Если температура жидкости поднимется выше 87° С, то откроется термостат и жидкость начинает циркулировать по большому кругу: через рубашку охлаждения, а также через шланг, радиатор, расширительной бачок, открытый термостат и водяной насос. В диапазоне температур 80-94° С охлаждающая жидкость проходит как по маленькому, так и по большому кругам.
Источник: www.autoshcool.ru