Jaguar XJ

Jaguar XJ – автомобиль не такой уже и новый, сравнительно недавно Long Wheelbase презентовали на Нью-Йоркском автосалоне. «Не прошло и полгода» - и этот автомобиль на нашем тест-драйве. Возможно, вы скажете, что он больше для пассажиров из-за уменьшенной на 13 см колесной базы, и это нужно не водителю, а заднему пассажиру, то есть хозяину этого элитного «соверена». Возможно, и так. Но не забывайте, что под капотом этого «монстра» 3,5-литровая, V-подобная «восьмерка» на 262 „кобылы”.



Триумф британской инженерной мысли


«Малоизвестная» заокеанская Ford Motor Company, купившая Jaguar Car в 1989 году за 1,5 миллиарда фунтов, сделала чуть ли не последнюю попытку оздоровить ситуацию вокруг двигателей V12. В результате решили от них отказаться вообще. Уинстон Черчилль сказал когда-то о таком поведении: «Американцы обязательно примут единственно правильное решение, перепробовав перед этим все неправильные». Таким образом, доброе имя Jaguar оказалось намного дороже многоцилиндрового престижа. И доныне с 1997 года верхнюю строчку ягуаровского рейтинга занимают машины с компрессорным двигателем типа V8.


Что сказать об этом 3,5-литровом V-подобном агрегате? Это, конечно, не Ford. В том смысле, что и на дачу на нем не поедешь, и особенно не «пограчуешь», потому что, поверьте, будут недоразумения. Единственное, в чем уверен – Jaguar нужно заслужить. Это тот автомобиль, которым родина должна награждать лучших своих сыновей. И, возможно, даже дочерей.
Третье поколение Jaguar XJ в 1979 году получило изысканный кузов, разработанный Pininfarina. То «издание» сохранили до сих пор.


Четвертая реинкарнация Jaguar XJ-40 образца 86-го года была «…триумфом британской инженерной мысли». Так писали о ней газеты. Но оказалась последней реинкарнацией ягуаровского автомобиля на планете Земля с участием основателей Jaguar.
Jaguar, в отличие от Mercedes, настоящий городской автомобиль, но не в смысле «бандюганский», а в смысле – автомобиль для авторитетных людей, для которых понятия важнее денег.
Перед вами седьмое кряду поколение Jaguar XJ, которое появилось в Украине и унаследовало от предыдущих моделей только индекс XJ. Именно под этим названием легендарный седан был хорошо известен миру благодаря V12 двигателю и классическому амбициозному ягуаровскому дизайну. Все остальное – принципиально новая машина.
При всем уважении к Rolls-Royce и Bentley, на которых возят королевских лиц, не их, а именно Jaguar с индексом XJ, принято считать воплощенной в металле традицией английского автопрома. Сегодня символ того автопрома воплощается в крылатом «криминальном» металле, более известного как алюминий.
Jaguar XJ по цене «мердисотого шестисота» - это возможно только в Украине. Но в Украине случается еще и другое.


Поскольку владельцем XJ гипотетически может стать человек, знающий буквы, и уже совсем нереально, но, все-таки, на заднем сидении может ехать пацан, уставший от разборок, то удлиненная версия Jaguar именно для этого случая может быть оснащена откидными столиками, вмонтированными в спинки передних кресел. Они сделаны с таким расчетом, чтобы на них было удобно класть пистолет, обойму или ноутбук, или же просто сложить уставшие от «распальцовок» руки.
Среди функциональных «гаджетов» также и распределитель климат-контроля для передних и задних пассажиров, который, кстати, включается и выключается голосом. При этом учтите, что обычная для нас команда «Тихо! Ша!» в британском люксовом автомобиле не срабатывает. Кроме того, в наличии опциональная система мультимедиа, соединенная с телефоном, DVD-проигрывателем и MP3-плеером.


Дизайн: революция под оболочкой


Классические формы некоторым образом определили консервативность дизайна Jaguar ХJ. Новинка похожа на своих предшественников и снаружи, и внутри. Но это только визуальный обман. Под традиционной оболочкой скрыта настоящая революция ультрасовременных технологий.
То, что Jaguar XJ – первый в мире люксовый автомобиль с алюминиевым кузовом типа монокок, это еще цветочки. С первого же взгляда на грациозный силуэт Jaguar XJ становится абсолютно очевидным, что монументальное понятие классики и традиции были нерушимым критерием для творцов и конструкторов этого респектабельного «членовоза». Удлиненный и хищно заточенный капот рельефно обтекает каждую из четырех ксеноновых фар. Заметно декольтированная решетка фальш-радиатора имеет массивную и «кредитоспособную» хромированную оправу. И хотя фронтальная оптика XJ выглядит несколько консервативно и архаично, каждая фара имеет индивидуальную форсунку обмывателя для улучшения остроты зрения стремительного Jaguar -а в темное время суток или в грязную и дождливую погоду.


Оказавшись в салоне Jaguar XJ, вы сразу почувствуете, как на вас снизойдет британская благодать. Здесь все без исключения излучает снобизм и антикварную роскошь: светлая кожа, лакированный орех, мягкий пластик, хром. Всего не просто много, а слишком много. А впрочем, комбинация подобрана с непревзойденным вкусом. Внутренний интерьер Jaguar XJ – удобный и домашний. Словом, в британско-американском автомобиле вы, как обычно, чувствуете традиционный контраст с прагматично-технократичным опциональным совершенством немецких автомобилей. Даже «наперламутренная» центральная консоль с ее тусклыми дисплеями и примитивными кнопками конца прошлого тысячелетия не вызывает никакого внутреннего протеста. Даже за счет такого лордовского несовершенства Jaguar XJ становится немного ближе и роднее. А, возможно, это вы уже начинаете с ним родниться?


Перед вами не базовый вариант Jaguar XJ, а его Long Wheelbase, удлиненная на 12,5 см версия. Все удлинение положено на алтарь прироста задней части салона автомобиля. Теперь садиться в Jaguar через задние пассажирские двери стало намного удобнее и быстрее, поскольку модель XJ LWB оснащена самыми длинными в своем классе задними дверями. Снаружи длиннобазый Jaguar отличается видоизмененной решеткой радиатора, большими колесами, которые делают силуэт удлиненного кузова гармоничнее. Поскольку владельцы этого Long-эра захотят и сами порулить Jaguar-ом, XJ сохранил свой темперамент и отличную управляемость базовой модификации. Внебазовый же вариант тяжелее всего на 24 кг.


Мускулистый силуэт Jaguar XJ особенно импозантно выглядит в профиль. Тут не найдете никаких архитектурных и декоративных излишеств, характерных для немецких лимузинов в последнее время. Строгий и элегантный «костюм» лимузина несколько оживляют хромированные ручки дверей и стильные капсулы боковых зеркал заднего вида, складывающиеся автоматически. Спортивный характер этого породистого автомобиля ярко подчеркивает аэродинамический рельеф кузова. Расширенные колесные арки, обутые в широкопрофильный протектор Pirelli 235х55 R18, только добавляют автомобилю того, на что он и так, без всяких сомнений, способен.
Одним словом, Jaguar XJ – это такой кошачий британский автомобиль с мягкими манерами и немного гламурной ездой. Если вы англоман или англофил, или знакомы с Великобританией не через словарь Бонка, то вам подойдет не Porsche, и не Ferrari, а именно Jaguar XJ.


Игры с пневмоподвеской


Под капотом Jaguar XJ LWB на выбор может быть установлен один из трех бензиновых силовых агрегатов. 3,5-литровая V-подобная «восьмерка» на 262 лошадиные силы, 4,2-литровая «восьмерка» на 300 лошадей и турбированный 4,2-литровый V-подобный двигатель на 400 лошадиных сил. Все автомобили оснащаются автоматической 6-ступенчатой коробкой передач ZF. На нашем тесте – самый слабый, так сказать, самый умеренный в динамичном смысле силовой агрегат в варианте Long Wheelbase. Главное, чтобы не дизель под капотом, правда? Ведь кому нужна мертвая кошка, пусть даже голубой крови?


И первого, и последнего впечатления от 262-сильного, 3,5-литрового мотора оказалось недостаточно. Традиционный разгон с ноля до сотни за 7,6 секунды хотя и выглядел достаточно мощно, однако показался каким-то осторожным, что ли… Двигатель почти не слышен, шум колесных протекторов тоже. Особенных толчков во время включения автоматической трансмиссии не возникало.
Но, откровенно говоря, за рулем Jaguar-а хотелось бы какой-то грубости, если не в свой адрес, то в адрес основных физических законов. «Как много девушек хороших, но тянет что-то на плохих». Единственное, что порадует владельца такого автомобиля, - достаточно скромный по лимузиновым меркам режим употребления горючего - в городском цикле не более 16 литров на сотню.
Все-таки приятно, что автомат своевременно откликается на нажатие педали газа, но чудес, как мы знаем, не бывает ни в сказках, ни в современной автомобильной жизни. Не может длиннющий, более 5 метров в длину, автомобиль ездить как спорт-седан среднего класса. Более того, не «заточен» он для того, чтобы писать слаломную «змейку» или проходить традиционный эльф-тест.
XJ – первый в своем амбициозном классе стал оснащаться пневмоподвеской с электронной системой регулирования жесткости амортизаторов. В передней и задней подвесках применяются пневмоэлементы, аналогичные тем, которые потом стали использовать в Mercedes-ах S-класса. Если автомобиль начинает ехать быстрее крейсерской скорости, а именно 160 км/ч, то дорожный просвет автоматически уменьшается на 15 мм. Это сейчас этим уже никого не удивишь, а ягуаровские инженеры и конструкторы до сих пор не могут успокоиться после своей революционной наглости.
Собратья по дорожному движению на Mercedes и BMW относятся к вам по-философски. А вы, пользуясь этой философской доблестью, нажимаете на акселератор, и ваша «кошка» стремительно и динамично прыгает вперед. Такое поведение в дорожных пробках могут извинить только владельцу Jaguar-а. В обычном режиме передвижения по городу Jaguar XJ обеспечивает мягкое и комфортное передвижение. Но если под вашими колесами, например, появятся внезапный асфальтовый стык или трамвайные рельсы, то адаптивная подвеска-кейс пропустит только первый удар, а дальше «распустится» и станет достаточно податливой. Возможно, XJ в комплектации Sport или XJR, которые оснащаются спортивной пневмоподвеской, будут вести себя иначе. А впрочем, жесткость любой подвески на автомобиле дороже 100 тысяч у.е. – это дело не только вкуса и привычки, но и здравого смысла.


У ягуаровской подвески есть и более существенный минус: если асфальт и трамвайные рельсы более-менее нивелируются, то метеоритные выбоины киевского асфальта подвеска воспринимает с характерным звуком. Этот звук вы часто можете слышать на автомобилях, стойки которых имеют маленький ход отбоя. И минус состоит именно в том, что за рулем Jaguar-а вы еще быстрее отрываетесь от реальности, а в нашей стране, сами знаете, чем это может закончиться.
Итак, для кого этот элитный автомобиль в наше «элитной» стране? Прежде всего, для того, кто любит драйвовать сам. Ведь Jaguar XJ – это машина для наслаждения. Теоретически Jaguar может ездить очень быстро и даже практично, но нужно ли это человеку за рулем Jaguar XJ Long? Скорее всего, ответ негативный. Даже если и разогнать автомобиль до 250 км/ч (дальше не даст электроника), то это должна быть длинная-предлинная и желательно сухая дорога. А с такими прямыми не только в Украине, но и в евклидовой геометрии большие проблемы.