Зальем «синтетику»?
Для подавляющего большинства автомобилистов подобная неопределенность связана еще и с тем, что многие автопроизводители включают в перечень рекомендуемых смазочных материалов несколько позиций начиная с «минералки» и заканчивая «синтетикой». Какую из них предпочесть? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились за помощью к специалистам. — Автомобильные моторные масла можно оценивать по двум основным показателям: эксплуатационным характеристикам и стоимости, — рассказывает инженер-технолог Алексей Янкин. — Эксплуатационные показатели во многом зависят от способа приготовления смазочного материала, хотя, по большому счету, схема получения и синтетических, и минеральных масел практически одинакова.
И в том, и в другом случаях их получают, смешивая так называемый базовый компонент, обеспечивающий маслу заданные вязкостные характеристики, и присадки: антиокислительные, антикоррозионные, противоизносные и ряд других. В частности, при «замесе» минерального масла для снижения температуры его застывания применяют дозированное количество депрессорных присадок.
Именно они не позволяют получить «минералку» классом вязкости ниже 10W. Так что типичные значения вязкостных параметров для минеральных масел такие: 10W-30, 10W-40, 15W-40 (первое число в обозначениях определяет нижнюю температурную границу применимости продукта, второе — верхнюю). Зато с использованием синтетических базовых компонентов (как правило, это полиальфаолефины, полиэфиры либо их смесь) удается получить моторное масло вязкостью 0W-, 5W-, что обеспечивает практически мгновенную смазку двигателя в первые секунды работы и его легкий пуск при низких (до -40° С) температурах.
Важна стабильность
Самое же важное достоинство синтетической «базы», выгодно отличающее ее от минеральной, — более высокая термоокислительная стабильность. Это значит, что в процессе работы мотора синтетическое масло окисляется и портится гораздо меньше, чем минеральное.
Конечно, при введении в «минералку» специальных присадок эту проблему можно решить, но лишь частично. К тому же любая присадка, добавленная в жидкую смазку, — это палка о двух концах. Чем больше различных добавок в моторном масле, тем выше вероятность образования нагара и появления лаковых отложений на деталях двигателя в процессе эксплуатации.
Отсюда вывод: если сравнивать «синтетику» и «минералку» одинакового эксплуатационного уровня (например, класса SJ по методике API — Американского института нефти), то при использовании первой вероятность образования нагара и вредных отложений будет просто мизерной, чего не скажешь о минеральной смазке.
На практике это означает, что применение синтетического масла позволяет значительно (в 1,5—2 раза) увеличить межсервисные интервалы его замены. Например, «синтетика» «Liqui Moly Synthoil Longtime Plus 0W-30» рассчитана не менее чем на 30 000 км пробега современного европейского автомобиля. К слову, брэнды ведущих производителей смазочных материалов (ВР, «Shell», «Liqui Moly», «Texaco», «Castrol», «Лукойл») имеют, как правило, допуски многих автомобильных компаний.
Как известно, у «синтетики» есть еще один очевидный плюс — она реально обеспечивает экономию топлива — до 10% при холодном пуске и до 5% на прогретом двигателе. А облегченный запуск мотора к тому же значительно снижает токсичность выхлопных газов в первые минуты его работы. Что касается цены, то синтетическое масло, имея высокие эксплуатационные свойства, примерно в полтора-два раза дороже минерального.