Двигатель: промывать или нет?
Большинство автомобилистов считает, что при замене масла промывкадвигателя просто необходима, а специалисты некоторых автосервисоввсегда смогут убедить вас в том, что эта процедура жизненно важна для"сердца" вашего автомобиля. Однако приверженцам периодической "промывкимозгов" своему автомобилю следует иметь в виду, что невозможнополностью слить остатки промывочной жидкости из системы после промывки.По окончании этой процедуры во всевозможных полостях, каналах, навнутренних поверхностях двигателя и т.п. остается грязная смесь масла ивысококонцентрированной моющей жидкости в объеме от 5 до 20% от общегообъема заливаемого масла! Чем же это плохо?
Любой опытный автолюбитель знает, что моторное масло, как правило,состоит из базового масла и сбалансированного пакета присадок к нему.Вот в этой самой сбалансированности-то все и дело. В современномкачественном моторном масле используется множество различных видовприсадок. Тут тебе и вязкостные, и противопенные, и моющие, иантиоксиданты, и ингибиторы коррозии, и т.д. и т.п. И процентноесоотношение этих присадок, так называемый "пакет", подбирается впроцессе долгих и кропотливых исследований. Результатом такого точноподобранного баланса всех присадок является удивительная стабильностьгарантированных производителем свойств масла на протяжении всего срокаэксплуатации до следующей замены масла.
Теперь представьте себе, что вы перед заливкой свежего масла промылисистему каким-либо средством для промывки двигателя. В системе послетого, как вы слили отработанную промывку, осталось около 15% от общегообъема заливки. Это, например, для ВАЗовских двигателей 0.5 литра. Адля мерседесовского V12 более одного литра моющего концентратасмешанного с грязным старым маслом. На некоторых двигателях ситуациядаже сложнее: у них в системе имеются радиаторы охлаждения маслаемкостью от литра и более, из которых вообще невозможно слить отработку.
В вашем двигателе сейчас находится масло с пакетом присадок, которыйуже не назовешь сбалансированным. Есть вероятность того, что в любоймомент времени масло может повести себя непредсказуемо. Возможны такиенеприятные сюрпризы, как: вспенивание масла, образование эмульсии всистеме вентиляции картера, образование отложений и преждевременное"старение" масла, не говоря уже об общем снижении уровня защитныхсвойств масла.
Следующая проблема - вязкость масла в вашем двигателе сейчасзначительно ниже, чем было написано на этикетке вашей канистры. Этопроизошло потому, что вязкость моющей жидкости очень низкая.Естественно, что тем больше процентное содержание моющего средства вмасле, тем ниже в итоге кинематическая вязкость масла. Т.е. вполнереальна ситуация, когда вы заливаете себе масло, имеющее вязкость поSAE, например, 5W-40, а в итоге получите в двигателе 5W-30 или тогоменьше. Как этого избежать?
Лучше всего решить проблему с промывкой сможет обычное качественноемоторное масло, на котором, в отличие от промывочных жидкостей, можноне только "дать поработать двигателю на холостом ходе 5-15 минут", апроехать не одну сотню километров. Оптимальна следующая схема: вызаливаете качественную минералку или полусинтетику в двигатель ипроезжаете на нем половину от рекомендованного срока замены масла. Еслиодного раза будет недостаточно, то процедуру надо повторить доисчезновения отложений.
Преимущества этого способа - в "мягкой" и постепенной промывкедвигателя, позволяющей избежать возможных неприятностей, как:закупоривание тонких маслоканалов и нарушение смазки частицами шлама иотложений, скапливание грязи в картере в районе маслозаборника и егозасорение, отстой вымытого шлама в "карманах" внутренних полостейдвигателя и т.д. При таком методе промывки очистка двигателя будетпроисходить постепенно, без риска засорить остатками отложений узкиемасляные каналы в блоке цилиндров, коленвале и т.п. деталях, что неисключено при применении агрессивных промывочных жидкостей. После такойпроцедуры можно перейти на заливку масла, которое вы планировалииспользовать в двигателе и на рекомендованный производителем автомобиляинтервал замены.
Если же раньше в мотор заливались качественные масла известных фирм,и история по соблюдению интервалов замены известна, то замена маслапроизводится без промывки двигателя, просто способом слил/залил. Этодействительно и при смене марки масла с одной на другую (например, Essoна BP и т.п.)- промывать не требуется.