Гидроудар в цилиндре что делать после гидроудара

Гидроудар в цилиндре происходит тогда, когда объем жидкости, попавшей в цилиндр,превышает объем камеры сгорания при положении поршня в верхней мертвойточке (ВМТ). В отличие от воздуха или топливовоздушной смеси воданесжимаемая. А раз так, то происходит следующее. На такте сжатия обаклапана закрыты, а поршень движется вверх, сжимая топливовоздушнуюсмесь. Наличие воды в цилиндре делает процесс нарастания давления болеебыстрым, а при подходе поршня к ВМТ он может попросту «упереться» вводу. Давление в цилиндре вырастет тогда многократно.


Сила давления, приложенная к поршню, передается через поршневой палецна шатун, вызывая в последнем большие напряжения сжатия. Инерциявращающегося коленчатого вала велика: не надо забывать, что привключенной передаче коленвал дополнительно прокручивается за счетинерции движущегося автомобиля. И шатун попадает «между молотом» инаковальней»: с одной стороны поршень (его не пускает дальше вода), а сдругой - коленвал, вращаемый другими цилиндрами и всей массойавтомобиля.
Результат? Шатун деформируется - его стержень изгибается в плоскостивращения коленвала. Точнее, теряет устойчивость под действием сжимающейнагрузки, причем расстояние между центрами отверстий верхней и нижнейголовок уменьшается.
А что с двигателем? В такой ситуации он, как правило, останавливаетсяслишком велико тормозное усилие воды. Причем остановка происходитнезависимо от частоты вращения. Но при высокой частоте вращенияпоследствия могут носить просто катастрофический характер.

Что еще может пострадать при гидроударе?
Гнутым шатуном последствия гидроударане исчерпываются. Например, на поршневой палец действует та же сила, ион изгибается. Это легко проверить, приложив к деформированному пальцулекальную линейку или палец нормальный.
Для поршней гидроудар такжене проходит бесследно - известно немало случаев их повреждения. Обычнодеформируется нагруженная сторона юбки. Происходит это следующимобразом. Сила давления на поршень вблизи ВМТ очень велика, а этозначит, что резко возрастает сила трения в соединении поршня с пальцем.В результате при перекладке в ВМТ поршню трудно повернуться на пальце.Поэтому он поворачивается вместе с шатуном, причем юбка поршняупирается в стенку цилиндра, деформируется и даже может треснуть.
Ситуация ухудшится, после того как коленвал прокрутится дальше ипоршень опустится к нижней мертвой точке (НМТ). У современныхдвигателей при положении поршня в НМТ зазор между ним и противовесамиколенвала редко превышает несколько миллиметров. А деформация шатуна,как правило, больше. Что происходит в такой ситуации, ясно: шатунпотянет поршень вниз и «посадит» его на противовесы. Подобного насилияне выдержат бобышки поршня, обязательно треснут.
А теперь представим, что двигатель продолжает работать. Возникший приэтом стук - отнюдь не самое страшное. Дело в том, что и шатун и поршеньиспытывают большие знакопеременные нагрузки, которые резко возрастаютпри деформации шатуна и упоре поршня в противовесы в момент нахожденияв НМТ. Практика показывает, что через некоторое время шатун или поршеньразрушаются. И сломанный шатун пробивает блок цилиндров.
При гидроударе страдают и другие детали и элементы двигателя. Например,в верхней части цилиндра, где давление очень велико, могут появитьсятрещины. Особенно это характерно для алюминиевых блоков цилиндров с«мокрыми» или «сухими» гильзами, уступающих чугунным моноблокам впрочности. Но даже если трещин не обнаружено, возможна деформацияверхней части цилиндра, и без ремонта уже никак не обойтись.
Давление в цилиндре способно деформировать и головку блока: напривалочной плоскости вблизи поврежденного цилиндра, как правило,обнаруживается деформация около 0,03-0,05 мм. А вот коленчатый вал,несмотря на запредельные нагрузки, как ни странно, страдает редко - егоостаточная деформация обычно не превышает 0,01-0,02 мм.
При гидроударе большие нагрузки возникают в приводе распределительноговала. Ведь в момент практически мгновенной остановки двигателяраспредвал, продолжая вращаться, резко натягивает цепь или ремень.Значит, ударные нагрузки испытывают и другие элементы привода -особенно натяжитель. Поэтому все эти детали после гидроударарекомендуется менять.
Итак, главные проблемы в двигателе возникают не столько в моментгидроудара, сколько при последующей работе мотора с дефектнымидеталями. Так что от действий водителя во многом зависит, насколькосерьезными будут повреждения. Поэтому не менее важен вопрос...

Как поступить после гидроудара
Самый лучший вариант, как ни странно, - это когда двигатель пригидроударе заклинил. Обычно такой «клин» происходит из-за упорадеформированного шатуна в стенку блока цилиндров. Тогда у ретивоговодителя, выкатившегося из лужи с заглохшим мотором, не останетсяшансов прокрутить коленвал («ломом» либо с троса) - и прикончитьдвигатель. Ремонт же заклиненного мотора обычно сводится к заменешатуна и поршня с пальцем.
Гораздо хуже (а так случается часто) если двигатель, набрав воды вцилиндры, останавливается, но не заклинивает: коленвал вращается, нополного оборота сделать нельзя - вода не пускает. Вот здесь иподстерегает незадачливого водителя опасность. Судите сами.
Попадание воды в цилиндры, при невысокой частоте вращения коленвалаприводит к тому, что двигатель глохнет, автомобиль останавливается, ноникаких повреждений детали не получают. Пока за дело не возьметсяводитель.
Ему бы остановиться, подумать, но нет, он торопится, достает трос избагажника... Такому можно сразу, не отцепляя трос, буксироватьавтомобиль на СТО, на замену шатунов, по меньшей мере. А всего-то надобыло свечи вывернуть и стартером прокрутить коленвал, чтобы воду изцилиндров удалить. Дальше заворачивай свечи, запускай - и поехали!Однако такое почему-то редко приходит в голову.

Что делать с двигателем после гидроудара ?
Придется разбирать такой двигатель и детали очень тщательнопроверять и измерять. Но для начала желательно удостовериться, чтопричиной является именно вода, попавшая в цилиндры. Для этогодостаточно снять крышку воздушного фильтра: наличие в корпусе фильтраводы подтвердит ваши опасения.
Очень важно, сколько времени простоял автомобиль после гидроудара. Еслидень-два - нормально, а если месяц? Тогда цилиндры и поршневые кольцабудут повреждены коррозией, и может потребоваться расточка блока подремонтные поршни. Ну а если двигатель с водой оставили на год (такиеслучаи тоже были), то изъеденные ржавчиной цилиндры могут подойти длярасточки даже в максимальный ремонтный размер.
Очень редко после гидроудара удается выправить деформированные шатуны,даже если на вид они не слишком кривые. Причина - в сжатии шатуна пооси стержня. Из-за этого поврежденный шатун так и останется укороченным- в лучшем случае на 1-2 мм. Использовать его нельзя не тольковследствие уменьшения степени сжатия в цилиндре, но и по причинезадевания поршня за противовесы коленвала. Больше всего хлопот доставитремонт блока, особенно если будут обнаружены трещины или пробоины.Правда, практика показывает, что эта беда поправима. В остальном жеремонт мало отличается от обычного капитального, проводимого во многихмастерских и СТО. И все-таки, лучше до ремонта двигатель не доводить.То есть, не попадать в лужу в любом смысле. Для этого следует знать...

Как избежать гидроудара ?
Главное правило - никогда не проезжать по глубокой луже на высокойскорости. Езжайте на повышенных оборотах, но медленно! Даже если увашего автомобиля очень мощный мотор. Ведь именно тогда ремонт егобудет особенно недешевым. При большой скорости движения передавтомобилем возникает волна, которая накрывает капот и, будьте уверены,заполняет водой переднюю часть подкапотного пространства, гдерасполагается воздухозаборник впускной системы. Автомобили разных марокведут себя «на воде» тоже по-разному. Дело в конструктивныхособенностях - где конкретно расположен воздухозаборник, как поступаетпод капот вода и при каких условиях она может попасть в двигатель.Некоторые автомобили проявляют повышенную склонность к гидроудару - втом смысле, что для этого им нужны меньшие скорость и глубина лужи. Чтосовершенно неудивительно, потому что зачастую в конструкции автомобиляне приняты во внимание условия его эксплуатации. Особенно опасенгидроудар для дизелей: из-за высокой степени сжатия у них мал объемкамеры сгорания, а дроссельная заслонка, как правило, отсутствует.Поэтому вывести дизель из строя может даже незначительное количествопопавшей в него воды
В заключение отметим, что причиной гидроудара в цилиндре иной раз можетстать вовсе не вода из лужи. Например, негерметичная прокладка головкиблока цилиндров при стоянке автомобиля может привести к натеканиюохлаждающей жидкости в один из цилиндров. И тогда при запуске возможенгидроудар. Известны и совсем экзотические случаи гидроудара - кпримеру, из-за разрыва мембраны регулятора давления топлива. Тогда вдвигатель через вакуумный шланг под давлением быстро поступает большоеколичество топлива. Гидроудар возможен и при быстром разрушенииподшипников и уплотнений ротора турбокомпрессора, когда в цилиндрысразу поступает большое количество масла. Поскольку эти дефектыявляются следствием эксплуатации автомобиля, их рекомендуем устранятьзаранее, не дожидаясь наступления катастрофических последствий. Правда,бывают и «гидроудары» совсем другого рода. К примеру, посленекачественного ремонта произошло разрушение поршня или шатуна, аремонтники, дабы снять с себя ответственность, обвиняют водителя влихой езде по лужам. Редко, но встречается и производственный брак, врезультате которого происходит разрушение деталей, а двигатель можетполучить повреждения, весьма похожие на описанные. Тогданедобросовестные продавцы автомобилей могут избежать дополнительныхзатрат на исполнение гарантийного ремонта, если попытаются свалить винуизготовителя на водителя. Какие только сказки не приходилось слышать отловкачей, прикрывающих свою нерадивость гидроударом, причем при любомудобном случае. А некоторые, наиболее продвинутые, даже термины новыепридумывают, только чтобы водитель всегда оставался у них виноватым.«Отложенный гидроудар» - одно из их изобретений. Например, двигательвышел из строя в результате поломки, а воды в корпусе воздушногофильтра нет. Значит, говорят эти умники, гидроудар случился давно, аразрушение произошло только сейчас - вот он и «отложенный». Конечно,усталостное разрушение деформированных деталей в принципе исключатьнельзя, но тогда требуется еще доказать, что эти разрушения произошли врезультате деформации деталей именно при гидроударе. В действительностиже намного чаще наблюдается обратная картина - детали деформируются ужепосле разрушения, которое к гидроудару отношения не имеет. В такойситуации избежать последствий «отложенных» и многих других аналогичных«гидроударов» по… кошельку водителя поможет только грамотнаятехническая экспертиза. Но это уже другая история…