Комплекс неполноценности Ford Motor Company

Наверное, немного найдется автопроизводителей на мировом рынке, деятельность которых за последние двадцать лет в целом была столь успешна как у Ford Motor Company.
В эпоху слияний и поглощений, концерну Ford проявил себя наиболее удачливым игроком. И собрал очень гармоничную коллекцию брендов.



В первую очередь, «Форду» удалось сделать то, что не получилось у компании «Рено» - приобрести производство легковых автомобилей у фирмы «Вольво». И руководство концерна провели сделку таким образом, что все ее участники остались довольны.

Volvo Truck получила средства на развитие основного производства. Ford получил доступ к наработкам инженеров Volvo, в первую очередь в области безопасности. Volvo Cars, за счет инвестиций нового хозяина, не только смогла полностью заменить модельный ряд, значительно расширив его. Шведы сменили дизайн, стиль своих автомобилей и, практически, создали новый имидж своих продуктов и их владельцев.

Боссы из «Форда» вели себя при этом как добрые дядюшки: давали денег на развитие столько, сколько было нужно, но предоставили «местным» определять пути и стратегию перемен. Просто вспоминается первый Президент России со своим: «Берите суверенитета, сколько хотите!». Может быть, «фордовцев» испугала ошибка их французских предшественников, которые стали резко командовать на заводе, даже не дождавшись одобрения сделки собранием акционеров. «Маленький, но гордый народ» был очень обижен таким наглым поведением, и акционеры, в случае, с Renault, заблокировали сделку.

Надо сказать, что менеджеры из Volvo «не сели на шею» и отплатили за добро эффективным трудом. В течение многих лет Volvo Cars «кормила» все отделение Premier Automotive Cars, являясь в нем единственно прибыльной компанией.

Стоит отметить, что Ford Motor приобрел Volvo Cars, если так можно выразиться, заранее – в том момент требования по безопасности автомобиля не имели актуальность столь острую, какую они приобрели в последнее время.

«Заранее» американцы купили и крошечную компанию Aston Martin.
В момент приобретения у «Астона», у него, наверное, и не было больше ничего стоящего кроме имени (и совсем небольшого количества поклонников). Это потом, так же, как в случае с Volvo, появились новые модели, новые технологии, и производство возросло в несколько раз. Хотя речь в этом случае идет о цифрах совершенно другого порядка. И на этот раз сработала разумная доброта руководителей «Форда». Пригласив возглавить Aston Martin Инженера (да, инженера «с большой буквы») Ульриха Беца, они дали немцу возможность построить такой автомобиль, какой тот хочет. Тот, кто когда-нибудь стоял у кульмана, понимает, что этот фактор в сто крат важнее любых денег. И господин Бец, любящий британские пабы и обожающий английские дороги за их извилистость и холмистость, сотворил чудо. Это творение называется Aston Martin V8 Vantage. Но это не единственное чудо. Очереди на запуск в производство ожидают Aston Martin Rapide, пока не имеющий аналогов в мире и сверхдинамичный Aston DBS. При этом Ульрих Бец добился многократного увеличения продаж, впервые за долгую историю сделал компанию прибыльной и перевел все производство на ультрасовременные технологии. И все это произошло как раз в тот момент, когда спрос на суперкары сначала многократно вырос, но потом, не смотря на его продолжающийся рост, резко обострилась и конкуренция. Сейчас на этом автомобильном рынке для самых богатых просто стало тесно от предложений.
Несколько по другому у «Форда» было с японской «Маздой».

Не смотря на то, что в момент приобретения большой части ее акций, японская компания терпела убытки, она сыграла значительную роль в улучшении организации всех экономических процессов у «Форда». Ford Motor, в свою очередь, подарил японской фирме новый дизайн ее автомобилей. Компания стала по-настоящему международной, не утратив японскую самобытность (в том числе инженерную) своих «нишевых» моделей. Кажется, что сейчас немного не хватает моделей подобных Millenia, Xedos, 929-й. Но, наверное, время появления более престижных машин Mazda – не за горами.

Единственной компанией, покупая которую, Ford приобрел массу сложностей, как ни парадоксально, стал Jaguar.
Значение имени «Ягуар» в автомобильном мире переоценить невозможно. Когда эта фирма была выставлена на продажу, за ней выстроилась очередь. Наиболее активным претендентом был General Motors. Компания Ford Motor вступила в торги значительно позже. У менеджеров «Форда» даже не было времени на знакомство с производством. Может быть, и к лучшему. Потом, один из «фордовских» специалистов признался, что подобные технологии они видели лишь в России, на ГАЗе. Наверное, если бы «фордовцы» лучше представляли, какое железо они покупают, сделка бы вряд ли состоялась.

Там, где применяются такие технологии, там существует и соответствующее качество производства. За повышение пресловутого качества спецам из «Форда» пришлось биться более десяти лет. Зато теперь в многочисленных рейтингах «Ягуары» по этому показателю обгоняют даже «Лексус». Но цену за это пришлось заплатить дорогую.

Компания «Ягуар» до сих пор является убыточной. Практически весь модельный ряд является неудачным. X-Type обвиняют в том, что он создан на платформе Ford Mondeo. S-Type ругают за некрасивый дизайн. С моделью-флагманом XJ перемудрили, сделав его стайлинг слишком консервативным. Но я, например, не считаю все эти обвинения бесспорными. Ну и что, к примеру, с того, что при создании X-Type использовалась платформа Mondeo? Эта платформа, т. е. сам Mondeo «уделывает» королеву асфальта (трешку BMW) на одном из треков на две секунды на круге. Просто у «Форда» не хватило сил, что бы решать все вопросы, в том числе и вопросы продвижения новых моделей, одновременно.

Единственный бесспорный и позорный провал Ford и Jaguar – это история с командой «Формулы-1». Может быть, денег на этом потеряли не очень много, но репутационные потери, наверное, огромны. И все из-за того, что устроили кадровую чехарду вокруг руководство команды.

Хотя, у той же BMW неразбериха вокруг истории с «Ровером» была гораздо больше. И пользу из этой истории вынес все тот же Ford. В сознании современного автолюбителя Jaguar и Land Rover теперь кажутся такими неразделимыми! И у Land Rover дела как раз идут блестяще! Может быть, и благодаря этому «фордовцам-ягуаровцам» все же удалось переломить ситуацию. И, главное, что новый Jaguar XK дорогого стоит.
Но в «Ягуаре» уже так привыкли оправдываться.

Менеджеры фирмы, например, как бы извиняются за то, что сделали кабриолет с матерчатым верхом, а не с жесткой металлической складной крышей. Они почти извинятся за то, что «сделали два автомобиля вместо одного». Хотя сделали все правильно. Постоянно можно слышать, все тем же извиняющимся тоном, что Jaguar XK похож на Aston Martin DB9. А последнее утверждение тут же приводит к попытке сравнить эти автомобили. Мне эти автомобили кажутся абсолютно разными. Да - они оба английские, да – форма в Jaguar XK следует за функцией, но это, скорее, характерно для V8 Vantage, чем для DB9. А стилистически мне эти автомобили кажутся абсолютно разными. XK – очень строгий автомобиль. Это, действительно, дикая кошка, которая сразу к себе не подпустит. Недаром, многие журналисты отмечают, что подолгу приглядываются к Jaguar XK на автосалонах, и машина постепенно начинает нравиться все больше. Кошка тоже привыкает к вам, как и вы к ней. Что абсолютно верно, так это то, что Jaguar XK исключительно красивая дикая кошка. Автомобили Aston Martin Vantage и DB9 (особенно Vantage) – дружелюбны. А вот о DBS подобного не скажешь – настоящий агрессор.

Болезнь оправдания заразна и очень опасна.
И, похоже, от специалистов «Ягуара» она перекинулась на весь Ford. Тем более у того же европейского «Форда» есть свой отрицательный опыт – Mondeo. Хотя как это с Mondeo получилось – это загадка века. Сделать лучший автомобиль в классе – получить неубедительный имидж и, как результат, не очень хорошие результаты продаж?! Все сетуют на его скучный дизайн. А мне дизайн Mondeo, особенно после последнего рестайлинга очень нравится. Просто, если все в один голос начинают повторять одно и то же…

Маркетологи, где Вы?

Вот и к Focus II уже прицепилось сравнение с зажигалкой Zippo.
Ка, Fiesta, Focus, Mondeo – лучшие машины, каждая в своем классе.
Ford Iosis – наиболее смелый, яркий, стильный концепт последнего времени. И что мы слышим? «Если бы эту машину сделала Audi…» И звучит это из уст одного из создателей Iosis!

Недавно прочитал интервью с инженером проекта S-Max. И в нем те же слова: «Этот автомобиль достоин Audi». Да, если попросить владельца BMW (той, которая проигрывает «Форду» две секунды на круге) сравнить его автомобиль с Audi – он просто рассмеется вам в лицо и все.

Может быть не нужно ложной скромности. С такой банальной неуверенностью в себе даже превосходные машины, ценных марок, цивилизованного производителя продавать невозможно.

Так и хочется спросить: «Ты чего все время извиняешься?» Извините, что «на ты».