Два колеса: Мотосезон 2004: спрос растет - растет и предложение!
Правда, пока в основном только в среде состоятельных господ и у представителей зарождающегося среднего класса. Все-таки, как ни крути, одним мотоциклом "сыт не будешь" - учитывая наши погодные условия, время его эксплуатации сокращено до двух-трех месяцев, а дальше приходится пересаживаться на автомобиль. А это значит, что позволить себе престижную мотоиномарку могут только либо отчаянные фанаты этого транспортного средства, либо те, кто может купить и содержать одновременно и автомобиль, и мотоцикл.
Хит сезона 2004, равно как и всех предыдущих, - спортбайки. Мощные, современные, дорогие - в общем, чем "круче", тем больше покупателей на этот мотоцикл. И хотя многие из них даже понятия не имеют, как правильно и безопасно ездить на такой "ракете", мода на все "самое-самое" заставляет "рэйсеров" совершать необдуманные поступки. В частности, покупать 150-сильные спортбайки, имея лишь небольшой (в молодости, перед армией, на "Яве") опыт управления мотоциклом. Результат - очень большой процент "положенных", битых, а то и вовсе разбитых "в хлам" спортбайков.
Этим, кстати, довольно часто пользуются люди, хорошо разбирающиеся в мотоциклах. Они покупают битый мотоцикл у несостоявшегося байкера чуть ли не за полцены, ремонтируют его с использованием тюнинг-деталей (они значительно дешевле фирменных запчастей) и затем снова выводят на рынок. Правда, нужно отметить, что поставить это дело на поток слишком сложно. Просто в мотобизнесе крутится не так уж много людей, практически все хорошо знают друг друга, поэтому "мертвый" мотоцикл, ремонт которого не целесообразен, известен всем заинтересованным лицам.
Данная теория, кстати, подтверждается достаточно большим количеством "повисших" мотоциклов - аппаратов, выставленных на продажу, но так и не реализованных в течение сезона. Если цена на такой байк не кажется завышенной, но по странным причинам он не продается уже в течение нескольких сезонов, в то время как "соседние" байки по объявлениям уже успели сменить нескольких хозяев, это может служить косвенным подтверждением "убитости" данного мотоцикла.
Но только косвенным, потому что байк может не продаваться по многим причинам, начиная от кажущейся завышенной цены и заканчивая отсутствием свободного времени у владельца, который дает объявление о продаже, но не имеет возможности даже показать мотоцикл потенциальным клиентам. Бывает и так, что владелец мотоцикла по нескольку раз за сезон передумывает продавать свою "игрушку" - так часто бывает, когда после нескольких ненастных недель вдруг устанавливается хорошая погода, и все выезжают кататься.
Но вернемся к нашей теме... Итак, наибольшим спросом среди богатой публики пользуются спортивные и спортивно-туристические мотоциклы. Критерия два: объем двигателя и "крутизна" внешнего вида. Наш народ предпочитает преимущественно "литры", а вот мотоциклы класса 600, невероятно популярные в Европе, почему-то продаются сравнительно медленно. Видимо, потому что из-за высокого спроса на европейском рынке мотоциклы этого класса оказываются дороговаты для наших покупателей в сравнении с более "объемными" мотоциклами.
Зато так называемые "гипербайки" вроде Honda CBR 1100 XX SuperBlackird отличаются на редкость привлекательной ценой в сочетании с ультрасверхвысокими показателями. Примерно за $6.500-7.000 можно купить тот же самый "БлэкБерд", который при условии хорошего технического состоянии может разогнаться до 300 км/ч! Конечно, для большинства нынешних владельцев этого мотоцикла такой результат так и останется недостижимым, но их переполняет гордостью сам факт владения таким байком. Ведь когда-то, в 1996-1997 годах, он был самым быстрым и самым мощным серийным мотоциклом в мире!
Правда, к нынешнему времени большинство "БлэкБердов" уже успели порядком "подустать" - состояние некоторых из них можно назвать лишь удовлетворительным. А так как ремонт и обслуживание флагманского байка обходится недешево, да к тому же на данный момент в РБ не работает официальный дилер Honda, то многие владельцы, поездив сезон на супер-"Хонде", предпочитают сменить ее на новый мотоцикл. Наверное, поэтому данная модель всегда имеется в продаже - в разное время количество предлагаемых к продаже экземпляров варьируется от двух до пяти.
Остальные спортбайки такой популярностью похвастаться не могут: они предлагаются максимум в двух экземплярах. Да и выбор марок ограничен - в основном это Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki. Европейские мотоциклы - это пока экзотика, равно как и "Харлеи", хотя последние представлены на нашем рынке официально. Зато, благодаря активности официальных мотодилеров, а также "серых" поставщиков, белорусский рынок постоянно насыщается самыми популярными и модными моделями. Хочешь - новый Fazer, дебютант нынешнего сезона, а хочешь - экзотическая Ducati последней модели.
Весьма разнятся и цены на мотоциклы. Средний показатель - от трех до пяти тысяч долларов. За эту сумму можно присмотреть себе вполне "крутой" спортбайк с двигателем 600-900 "кубиков", выпущенный в 1993-1998 годах. Конечно, любители сэкономить могут обратить внимание на аппараты в ценовой категории $1.200-2.000, но, по свидетельству авторитетных в этой сфере людей, за такие деньги найти хороший мотоцикл практически невозможно. Тем более - спортбайк.
С "классиками" ситуация немного проще, так как эти мотоциклы менее престижны, нежели спортбайки, поэтому цены на них заметно ниже. Точнее, за ту же сумму можно приобрести мотоцикл в лучшем состоянии и на два-четыре года моложе. Да и нижний ценовой порог - примерно $2.000 - заставляет многих потенциальных спортбайкеров в итоге обратить внимание на "классик". Скажем, Yamaha XJ600 Diversion, стоимостью порядка двух с половиной тысяч, - отличный вариант для начинающего мотоциклиста.
Правда, перегонщики не часто радуют новыми поставками дорожных мотоциклов - для них привезти спортбайк и выгоднее, и надежнее. А с "классиком" не угадаешь, даже если это популярная и престижная модель - быстро найдется покупатель или мотоцикл будет "висеть" не один сезон. Тем более, что цена на популярные модели неоклассических дорожных мотоциклов (например, Yamaha XJR1300) вполне сопоставима со стоимостью "крутого" спортбайка.
Чопперы, круизеры и прочие "дрэгстеры", как и ранее, остались очень специфическим товаром. Имеется определенная категория лиц, которая других мотоциклов не признает, и для них чоппер всегда является желанной покупкой. Но таких сравнительно немного, поэтому для продажи привозятся только самые ходовые модели - Suzuki Intruder, Yamaha Drag Star и Royal Star и т.д. И здесь, как и в секторе спортбайков, тоже очень ценятся "объемные" двигатели, а также "крутизна" внешнего вида мотоцикла.
Хотя у каждого из "чопперистов" свои понятия о красоте - кто-то любит "худые" стремительные модели, а кто-то, наоборот, не понимает, как мотоцикл такого класса может быть без боковых кофров, огромного лобового стекла и хромированных "побрякушек". На этих покупателей, кстати, и ориентируются продавцы Большинство предлагаемых на белорусском рынке чопперов затюнингованы по полной программе: вся "кузовщина" расписана аэрографией, установлены заказные багажные кофры, лобовое стекло, широкие подножки и множество хромированных деталей. Все эти "мелочи", кстати, стоят довольно серьезных денег, но перегонщики вынуждены искать именно такие экземпляры, потому что "пустой" серийный чоппер мало кого интересует. Их вообще в РБ очень мало...
Кстати, заметно меньше также стало на дорогах туристических мотоциклов - эра повального увлечения исполинской Honda Gold Wing как-то совсем быстро закончилась, и на дорогах они встречаются сравнительно редко. Не сказать, чтобы сильно интересовались покупатели и спортивно-туристическими моделями с ярко выраженными наклонностями к "дальнобою" - все-таки у нас экстремальный "спорт" в большем почете. И поэтому мы крайне редко видим в продаже мотоциклы с развитой капотировкой.
Что осталось по-прежнему, так это стабильно малый спрос на мотоциклы класса "эндуро". Странно, но наш потребитель упрямо игнорирует внедорожную технику, хотя все условия очень даже благоприятствуют ей - и состояние дорог, и обилие бездорожья. И хотя в объявлениях периодически мелькают и дорогие модели двойного назначения, и кроссовые "двухтактники", и просто внедорожные мотоциклы, стабильного спроса на них нет, равно как и стабильного предложения. Но выбрать есть из чего - и это относится ко всем классам и ценовым категориям.
Так что если вы все-таки "созрели" для приобретения мотоцикла и даже готовы потратить на это дело энное количество денежных знаков (кстати, достаточных для покупки неплохого автомобиля), то выбор у вас есть - на белорусском рынке представлено достаточно большое количество как новых, так и подержанных мотоциклов. Причем в совершенно разных ценовых категориях: от $500 до двух десятков тысяч долларов. В общем, на любой вкус, цвет и кошелек...
Подготовил Сергей ОСТРОВСКИЙ