Два колеса: Высшая каста

Если бы на белорусском рынке были представлены все четыре ведущих японских мотопроизводителя, то наши потребители имели бы возможность приобретать самые лучшие модели мотоциклов. И мы не преувеличиваем, ведь намировом моторынке пока еще мало кто может конкурировать с японцами, разве что итальянцы из Ducati да "двухколесное" подразделение концерна BMW. Причина в том, что далеко не каждый мотопроизводитель может похвастаться наличием в гамме одновременно всех классов мотоциклов. Только у японцев есть и литровые спортбайки, и чопперы с 1,6-1,8-литровыми моторами, и "гипербайки", разгоняющиеся почти до сверхзвуковых скоростей. И они этим по праву гордятся - мотопром в Стране восходящего солнца развивается очень стремительно, и не похоже, чтобы в ближайшее время кто-то решился поспорить с ними по этому поводу. Хотя специалисты в этой отрасли говорят о скором, возможно, нашествии "желтой" мототехники - примерно в том же виде, как это было с "желтыми" автомобилями. Китай, Южная Корея - в этих странах производство мотоциклов развивается просто в геометрической прогрессии, и уже сейчас некоторые мотопроизводители начали ощущать давление с их стороны. И если до этого корейцев и китайцев опасались только производители недорогой малокубатурной техники, то сейчас пришло время всерьез задуматься о будущем и всем остальным - "желтые" производители стремительно осваивают выпуск таких типично японских мотоциклов, как спортбайки с моторами 0,6 и "литр". Так что "желтая угроза"- это вполне реальная проблема для японского мотопрома.

Но вернемся к мотоциклам высшей ценовой категории. Как только цена перевалила за отметку десять тысяч, мы может рассматривать как вариант для покупки и мотоциклы марки Harley-Davidson. Точнее, это можно было бы сделать и в позапрошлом обзоре, так как самый доступный "харли", модель Sporster 883 оценивается дилером в 7.250 евро - с учетом "растаможки". Но как показывает опыт, нашим потребителям такие модели малоинтересны, что подтверждается и тем, какие модели дилер выбрал в качестве демонстрационных. В салоне выставлены вовсе не бюджетные "Спортстеры", а самые дорогие модели - модный V-Rod и культовый Harley-Davidson FLSTS Heritage Springer. Первый стоит от 18.850 евро, а второй - от 18.600!

Из стана гипербайков (так называют очень мощные мотоциклы, способные развивать более 300 км/ч) на нашем рынке представлена только одна модель - Kawasaki Ninja ZX-12R. Она является самой мощной, самой необычной по конструкции, а также самой доступной по цене "гипермоделью". Стоит она от 11.800 евро, а мощность мотора - 190 л.с.! Правда, достигнут этот показатель благодаря использования системы инерционного наддува Ram Air, которая действует подобно турбонаддуву. На высокой скорости большой воздухозаборник, расположенный под фарами головного света, "заглатывает" воздух, который подается под высоким давлением. Мотоцикл оснащается 4-цилиндровым рядным двигателем рабочим объемом 1,2 литра, с электрохимическим покрытием цилиндров (для уменьшения износа) и системой впрыска топлива.

Интересна конструкция рамы модели ZX-12R, точнее, его "кузова" - основу мотоцикла составляет не обычная диагональная рама, выполненная из алюминиевого сплава, а монокок, выпеченный из композитного материала. Он легче, прочнее и немного жестче обычной рамы, хотя и значительно дороже в изготовлении. К чему такие сложности? Дело в том, что Kawasaki готовила своего флагмана вдогонку конкурентам - в 1999 году, когда на момент дебюта ZX-12R, в "гиперсекторе" рынка обосновались уже вовсю продававшаяся Honda CBR1100 XX Super Blackbird и стремительно набиравшая обороты 175-сильная Hayabusa от Suzuki. Естественно, что Kawasaki хотела удивить потребителей не только большей мощностью двигателя и меньшей ценой, но и какими-то другими "наворотами". Кстати, по поводу мощности - у первого поколения "двенадцатой" модели она составляла 178 л.с., а те самые рекордные 190 "лошадей" были получены конструкторами компании только в прошлом году, после незначительной модернизации модели.

Но вернемся к несущему монококу - он был нужен ZX -12R не только для уменьшения веса, который составляет вполне нормальные для этого класса 210 килограмм. Нет, таким образом конструкторы хотели сделать мотоцикл "стройнее", чтобы повысить его маневренность в тесном городском потоке. Ведь рама, особенно алюминиевая "диагоналка", делает мотоцикл немного шире - ей нужно "обнять" двигатель с двух сторон. А представляете, каким в "талии" получается байк, если под "диагоналкой" скрывается рядный четырехцилиндровый мотор такого объема? Впрочем, одним монококом особенности Kawasaki ZX-12R не ограничиваются - вы обратили внимание на "крылышки", расположенные на нижней части боковых обтекателей? Это постарались специалисты по аэродинамике, которые занимаются проектированием военных истребителей - их также привлекли к разработке "сверхзвукового" мотоцикла. Более мощного, чем Kawasaki ZX-12R, на моторынке уже не найти - ни на нашем, ни на каком-то другом - серийных моделей, способных "переплюнуть" ZX-12R пока нет. Хотя, возможно, будут - Honda анонсировала появление новой версии модели CBR1100 XX, если она и не превзойдет "каву" по "поголовью", то по крайней мере приблизится к ней вплотную.

Если более мощных моделей пока на рынке нет, то более дорогих - хватает. К примеру, Yamaha FJR1300 - спортивно-туристическая модель, представленная на рынке в сентябре 2000 года. Оснащенный четырехцилиндровым двигателем рядной конфигурации, развивающим мощность 145 л.с., FJR является как бы более роскошной и более удобной версией знаменитого Thundercat, выпускающегося уже с середины 90-х.

Хотя конструктивно это совершенно оригинальные модели, каждая из которых отвечает за свой сектор рынка. У FJR1300 более удобная посадка, широкие удобные сиденья и лобовое стекло, имеющее регулировку по высоте и углу наклона. Это очень удобно в дальней поездке: приподняв стекло, водитель полностью ограждает себя от потока набегающего ветра, что особенно актуально в плохую погоду. Мотоцикл под заказ можно оснастить всем, что нужно для большого туризма - вместительными кофрами в количестве трех штук, подогревом рукояток и т.д. Стоит Yamaha FJR1300 от 12.500 евро.

На пятьсот евро дешевле, то есть от 12.000, стоит турер Kawasaki WN1500 Classic Tourer Fi - большой, красивый мотоцикл, оснащенный кофрами и ветровым стеклом. Тоже своего рода туристическая модель, только для более степенного перемещения. Его огромная, по меркам спортбайков, снаряженная масса в 337 килограмм делает его невероятно комфортабельным. Такой мотоцикл уже не "собьет" потоком ветра от встречной фуры, и при встрече с дорожными дефектами он чувствует себя хорошо. Модель производится с 1997 года и выпускается в двух вариантах - базовом VN1500 Classic Fi и туристическом исполнении Classic Tourer Fi. Туристическую версию отличает более богатое оснащение и некоторые конструктивные особенности - литые колеса, усиленные тормоза, ветровое стекло, багажные кофры и подножки-платформы. Мотор в обоих случаях остается одинаковым - 1,5-литровый "твин" с жидкостным охлаждением и впрыском топлива мощностью 65 л.с, обладающий ломовым крутящим моментом - 112 Нм при 2800 об/мин.

Из той же серии большой туристический круизер Yamaha XVZ1300TF Royal Star Venture, выпускающийся с 1998 года. Этот мотоцикл, стоимость которого составляет тринадцать тысяч евро, является самым настоящим "туристом". Если у других моделей за багажные кофры приходится доплачивать, то модификация Venture оснащается ими серийно. Равно как и большим лобовым стеклом с обтекателем, комфортабельным седлом со встроенной спинкой для пассажира, стереомагнитолой и функцией круиз-контроля, автоматически поддерживающей заданную скорость. Несмотря на традиционный для данного класса внешний вид, Royal Star имеет свою "изюминку" - он оснащается не двухцилиндровым "твином", а V-образным мотором с четырьмя цилиндрами, развивающим мощность 95 л.с. Именно эта техническая особенность делает Royal Star Venture не только очень комфортабельным, но и одним из самых динамичных "туристов" - с места до 100 км/ч он разгоняется за 5,7 секунды! И это при том, что его снаряженная масса составляет 337 килограмм. Интересно, что по многим решениям, в том числе и по дизайну, эта модель очень сильно похожа на Harley-Davidson FLHTCUI Electra Glide Ultra Classic - тот тоже оснащается схожим по дизайну "лобовиком" и кофрами. Правда, "харли" стоит от 22.150 евро!

Интересно, что самый дорогой в гамме концерна Yamaha мотоцикл модели Royal Star Venture оснащен не самым крупнообъемным мотором - это прерогатива отдана модели Yamaha XV1600A Wild Star, которая имеет, чуть не сказал "подкапотом", 2-цилиндровый мотор объемом 1,6 литра! Вот этот мотоцикл действительно создан в полном соответствии со стилистикой чопперов: V-образный мотор воздушного охлаждения, зубчатый ремень вместо цепи для передачи крутящего момента на заднее колесо, мощный внешний вид. Кстати, по поводу мощности - "Дикая Звезда" почти наполовину уступает по этому параметру модели Royal Star (63 л.с. против 95), но динамика разгона у них почти одинаковая - Wild Star "берет" 100 км/ч за 5,7 секунды. Зато стоит чоппер гораздо дешевле туристической модели - от 10.500 евро.

Ну и последний в этом обзоре мотоцикл - Yamaha YZF-R1, коренным образом отличающийся от всех моделей, представленных в этом материале. "Эрка" - это настоящий, бескомпромиссный спортбайк, с почти нереальным сочетанием мощности и снаряженной массы, обладающий почти невероятной динамикой разгона и по-змеиному острыми реакциями на действия водителя. Вы заметили, что в описании модели часто употребляются слова - нереальный, невероятный? На самом деле мотоцикл таким и является - эта модель уже давно стала действительно культовой на большинстве моторынков, и только пилоты Suzuki GSX-R1000 могут позволить себе разговаривать с владельцами "эрок" на равных. Остальным же остается только завидовать.

А позавидовать тут есть чему: у R1 невероятное сочетание снаряженной массы и мощности. Весит мотоцикл 175 килограмм, а его мотор развивает мощность... 155 л.с., то есть получается, что модель лишь немного не дотягивает до заветного рубежа 1:1! Естественно, что такое соотношение делает этот мотоцикл чертовски быстрым. Первую "сотню" при разгоне с места он разменивает уже через 2,7 секунды, а максимальная скорость составляет 290 км/ч. Впрочем, за "максималкой" пилоты этого мотоцикла не гонятся - путем замены ведущей и ведомой звездочек тюнеры уменьшают максимальную скорость мотоцикла, зато делают его еще более динамичным. Вообще, из-за своей мощности R1 стала постоянным предметом экспериментов, которые творят с ней тюнинговые ателье - по-моему, в Европе уже не осталось ни одной специлизированной конторы, которая не представила бы свою версию улучшенной YZF-R1. Причем обычно работы ведутся сразу в двух направлениях - повышается (незначительно, потому что мотор и так сильно "накручен") мощность мотора и снижает и без того невысокая снаряженная масса. В ход идут любые средства, хотя в последнее время стали модными детали из карбона - они весят значительно меньше оригинальных, хотя и стоят почти во столько же раз дороже.

Но насколько Yamaha YZF-R1 поражает своей динамикой и управляемостью, настолько же она и требовательна к пилоту: мотоцикл является жестким, бескомпромиссным "спортсменом", для управления которым необходимо (по крайней мере желательно) иметь устойчивые навыки управления мощным мотоциклом. Говорят, что R1 легко поднимается за заднее колесо одним только движением правой руки, причем происходит это не только на первой, но и на второй, и даже на третьей передаче! И малый вес мотоцикла в данном случае играет на руку только опытному "райдеру" - любое движение пассажира может повлиять на ситуацию, что чревато падением. Так что даже если увас и есть 10.700 евро, чтобы купить Yamaha YZF-R1, торопиться с этим делом не стоит - лучше хотя бы сезон покататься на менее мощном и не таком "злом" мотоцикле. Хотя, как рассказывают механики с фирменного ямаховскогосервиса, ни одной аварии или хотя бы повреждения мотоцикла за владельцами "эрок" замечено не было. Они приезжают только на ТО, в отличие от пилотов менее мощных моделей. Видимо, осознание того, что "дури" в мотоцикле нереально много, делает людей более собранными за рулем и не провоцирует на шалости.