Грузовики и автобусы: Близнецы - братья
А дело в том, что современный коммерческий автомобиль должен отвечать немалому числу нередко противоречивых требований по эффективности эксплуатации, безопасности, экологичности и т.д. Не удалось инженерам при разработке автомобиля найти компромисс между этими требованиями - плакали денежки, вложенные в подготовку производства. Но если все получилось на 100% - считайте, успех на рынке обеспечен. Более того, к удачному проекту почти наверняка присоединится еще какая-нибудь автомобильная компания, которая при другом стечении обстоятельств, скорее всего, оказалась бы конкурентом, а не партнером по бизнесу.
FIAT - PEUGEOT - CITROЁN
Тесные узы в области коммерческого автотранспорта связывают итальянцев и французов с 1978 года, когда Fiat, Peugeot и Citroёn подписали соглашение о совместном производстве легких грузовиков моделей Ducato, J5 и C25. Все автомобили этого семейства выпускались в Италии на принадлежащем Fiat заводе SEVEL. Между прочим, конструктивно аналогичными фургонам Fiat, Peugeot и Citroёn были легкие модификации Iveco Daily, также дебютировавшие на рынке в 1978 году. Правда, сегодня Iveco, претендуя, кстати, на некоторую оригинальность собственных разработок, все больше кооперируется с Renault.
Что касается концернов Fiat и PSA, то в конце 1993 года они запустили в производство новое поколение своих "городских трудяг", причем французские модели сменили буквенно-числовую индексацию на имена собственные - Boxer и Jumper. Автомобили этого семейства завоевали в Европе титул "Фургон 1994 года".
Модельный ряд Ducato/Boxer/ Jumper, кроме цельнометаллических фургонов, включает бортовые грузовики, микроавтобусы вместимостью до 15 пассажиров, а также шасси, на которые могут монтироваться рефрижераторные и изотермические кузова. Но если вести речь о фургонах, то они выпускались с использованием трех размеров колесной базы, тремя различными высотами крыши и кроме стандартных комплектовались еще и сдвоенными кабинами. Силовой ряд семейства в основном составляли дизели. У Fiat Ducato их было пять, и в зависимости от наличия или отсутствия турбонаддува эти силовые агрегаты развивали мощность от 69 до 122 л.с. Boxer/Jumper комплектовались четырьмя дизелями и турбодизелями мощностью 69-107 л.с. Гораздо меньшим спросом пользовались бензиновые версии, коих у фургонов Fiat и Peugeot/ Citroёn было всего по одной - 2,0 л/ 109 л.с. и 2,3 л/143 л.с. соответственно.
Весьма популярным на рынке итальянско-французский фургон делало то, что в аналогичных комплектациях Ducato/Boxer/Jumper оказывались дешевле большинства фургонов из Германии. Но, разумеется, одной только ценой конкурентов не одолеешь, и кроме невысокой стоимости наша троица предлагала продуманную эргономику кабины. Казалось бы, мелочь - у Ducato/Boxer/Jumper рычаг коробки передач вынесен на небольшую консоль приборной панели, но это решение заметно увеличило простор в кабине, что при одновременном размещении там водителя и двух пассажиров оставляло им зримую свободу действий.
RENAULT - OPEL
У Renault в секторе развозных фургонов сразу два "действующих лица". Тот, что помельче (полная масса до 2,8 т, грузоподъемность до 1,2 т) носит название Trafic. Более крупный Master конструктивно полностью повторял Trafic, разве что мог брать на борт побольше груза. Master нередко доставалось за нескладную внешность и далеко не лучшую организацию места водителя. В 1997 году французы представили новое поколение Master, при разработке которого были учтены главные недостатки предшественника. Новый Master победил в конкурсе "Фургон 1998 года". По соглашению с Renault компания Opel производит аналоги Trafic и Master, которые в немецкой интерпретации носят названия соответственно Vivaro и Movano.
Как и в случае с Ducato/Boxer/ Jumper, немаловажную роль в рыночной судьбе Master/Trafic сыграла их относительно невысокая стоимость. Из других достоинств обратим внимание на следующие. Учитывая, что развозные фургоны предназначены преимущественно для эксплуатации в городе, а городские поездки, как правило, дальностью не отличаются, после чего из кабины надо выходить и заниматься погрузочно-разгрузочными работами, то одним из главных козырей Master и Movano следует считать удобство посадки-высадки из кабины, небольшую погрузочную высоту в грузовой отсек и самую большую по высоте заднюю "калитку".
Силовой ряд Renault Master невелик, и его составляют только дизели - атмосферный 2,5 л/80 л.с. и с турбонаддувом 2,8 л/115 л.с. Зато у этих двигателей имеется приятная особенность в виде невысокого расхода топлива. А вот что касается бензиновых модификаций, то такая была у старого Master, но по причине непопулярности у покупателей с производства ее сняли.
MERCEDES-BENZ - VOLKSWAGEN
Mercedes-Benz Sprinter дебютировал в 1995 году, и сумма, указываемая в ценниках напротив этой модели, обычно недвусмысленно намекала на то, что речь, очевидно, идет об одном из лучших автомобилей в секторе грузовых фургонов.
Вообще говоря, в семейство Sprinter входят порядка 150 модификаций фургонов, микроавтобусов, грузовиков и шасси. Фургоны же, в свою очередь, бывают с тремя различными колесными базами, низкой, стандартной и высокой крышей, объемом от 7 до 13.5 кубических метров, и грузоподъемностью до 2,8 тонны. Строго говоря, к сектору фургонов полной массой до 3,5 тонны относятся не все исполнения Sprinter, а только те, что имеют объем грузового отделения до 9,1 м3 (соответственно, грузоподъемность до 1500 кг).
Не успел Sprinter обосноваться на рынке, как тут же удостоился титула "Фургон года", а уже в 1996 году компания Volkswagen приступила к производству его двойника - фургона серии LT. Volkswagen LT первого поколения (начало выпуска - 1975 год) имел компоновку "кабина над двигателем", что ухудшало комфортабельность кабины и усложняло обслуживание двигателя и других агрегатов фургона. У полукапотной схемы, принятой на Sprinter, в этом плане очевидное преимущество, и Volkswagen, не мудрствуя лукаво, заимствовал (не безвозмездно, разумеется) технологии у Mercedes-Benz, что, кстати, позволило VW все же сэкономить время и деньги на разработку собственной конструкции. Ирония судьбы - VW LT II получил приз "Лучший немецкий коммерческий грузовик 1996-1997 годов", а немецкие ремесленные союзы тогда же поставили LT на первое, VW Transporter - на второе, а Sprinter - всего лишь на третье место в собственной иерархии коммерческих транспортных средств.
Фургоны Mercedes и Volkswagen отличает высокое качество изготовления. Их силовые агрегаты, особенно те, что устанавливались на Sprinter, имеют огромный ресурс. Эти же фургоны имеют хорошо организованное водительское место, динамичны и маневренны. А вот что касается расхода топлива, то умеренным его можно считать только у VW LT. Нельзя назвать недорогими и запчасти.
Сергей БОЯРСКИХ