Устаревший, но по-прежнему перспективный

Ездил в свое время под капотом еще VW Golf первого поколения славный дизелек - объемом 1,5 л и мощностью 50 л.с. Вот этот-то атмосферный вихрекамерный силовой агрегат и стал прототипом для дизельного мотора, производство которого согласно приказу Минавтопрома СССР от 1980 года (повторяем - от 1980 года, то есть почти четверть века тому назад) было предложено освоить Волжскому автомобильному заводу.


В 1981-1985 годах на ВАЗе построили несколько сотен дизелей с рабочим объемом 1,5 л, получивших заводское обозначение ВАЗ-341. Они прошли все необходимые стендовые и эксплуатационные испытания, по результатам которых первый отечественный легковой дизель был рекомендован к серийному изготовлению. Одновременно в Тольятти приступили к работам над турбонаддувной версией этого мотора и новым, более мощным атмосферным дизелем 1,8 л. Но только быстро сказка сказывается! Когда оставался последний шаг, дело застопорилось на годы, и, по сути, дизельная "канитель" продолжается поныне.


И вообще неизвестно, как бы сложилась судьба "жигулевского" дизеля, если бы им не заинтересовались на заводе "Барнаултрансмаш", выпускавшем тяжелые дизели, в том числе и по военным заказам. Вот людям в погонах как раз-таки и понадобился компактный мотор для комплектации портативного дизель-генератора. Выяснилось, однако, что мощности "Барнаултрансмаша" позволяют не только удовлетворять нужды военных в средствах "малой" энергетики, но и поставлять кое-что на Волжский автомобильный. Первая промышленная партия дизельных ВАЗ-21043-50 была выпущена в начале 1998 года.


Тем не менее вопрос: будет ли налажено на АвтоВАЗ массовое производство дизельных автомобилей - остается открытым до сих пор. Всего за время дизельной эпопеи в Тольятти выпущено не более шести тысяч "Жигулей" и "Нив" с двигателями, работающими на солярке, - ничтожно мало, чтобы изготовление машин такого типа считать хотя бы крупносерийным. Поэтому дизельные "Жигули" по-прежнему остаются автомобилем, приобрести который отнюдь не просто даже россиянам.


Между тем интерес к дизелю огромен и со стороны автомобилистов, и со стороны российских автопроизводителей. Оно и понятно: первым подавай тяговитый и экономичный "аппарат", у вторых страдает репутация - сегодня в мире уже считается неприличием не иметь в модельной гамме дизельную машину. До банкротства "жигулевский" дизель "примеривал" "Москвич", нынче 1,8-литровый дизель ВАЗ-343 стал предметом внимания со стороны Ижевского автозавода, который комплектует этим двигателем модель ИЖ-27171-064. Такой же мотор, как и турбодизель аналогичного объема, попал под капот новой "Шевроле-Нивы", хотя первоначально предполагалось, что совместное детище ВАЗа и General Motors будет комплектоваться дизелем производства Fiat.


Волжский же автозавод с конца 2003 года начал устанавливать 1,5-литровый дизель на модель ВАЗ-2105. Связано это с тем, что АвтоВАЗ перестал выпускать универсал ВАЗ-2104, передав производство этой модели на Ижевский завод. Будет ли на "Ижмаше" продолжено изготовление дизельных ВАЗ-21045, пока неизвестно, но, учитывая заинтересованность ижевцев в выпуске автомобилей с дизелем, такое можно предположить. Кроме того, на ВАЗе единичными экземплярами изготавливаются дизельные машины "десятого" семейства - пока в основном для экспериментальных целей.


Теперь о самих моторах. Несмотря на то, что прототипом для двигателя ВАЗ-341 был дизель Volkswagen, настоящим предшественником "жигулевских" дизелей стал… бензиновый двигатель, устанавливавшийся на ВАЗ-2103, как наиболее близкий по рабочему объему, диаметру и ходу поршня к немецкому мотору. Дело в том, что первоначально выпуск дизеля планировался на производственных мощностях ВАЗа, поэтому требовалось, чтобы новый мотор максимально "вписывался" в технологическое оборудование и оснастку завода. Когда к работам подключился "Барнаултрансмаш", менять что-то в технологическом процессе было уже поздно.


Полуторалитровый ВАЗ-341 развивает мощность 54 л.с. при 4800 об/мин и крутящий момент 92 Нм при 3000 об/мин. Этот мотор устанавливался на универсал ВАЗ-2104. С ним "четверка" разгонялась до 100 км/ч за 23 с и достигала максимальной скорости в 130 км/ч. Незавидные динамические показатели, однако дизель отличает экономичность, о которой более шустрые бензиновые "Жигули" никогда не смели и помышлять: 3,8 л при 60 км/ч, 5,6 л при 90 км/ч и 6,7 л при 110 км/ч.

Для "Нивы" мотор ВАЗ-341 оказался откровенно слабым, поэтому к нему попробовали добавить турбонаддув. Новый дизель получил индекс 3411, мощность 65 л.с., крутящий момент 118 Нм, "Ниву" же с ним стали "величать" ВАЗ-21215-50. Но турбонаддувный вариант под капотом "жигулевского" джипа не прижился. По-настоящему он начинал работать только после 2000 об/мин, когда включался как должно наддув, а на малых оборотах "Нива" нормально просто не ехала.

В 1997 году были наконец изготовлены первые два атмосферных 1,8-литровых дизеля ВАЗ-343 мощностью 68 л.с., хотя, как говорилось выше, работы над этим силовым агрегатом проводились еще до 1985 года. Сегодня готов к производству турбонаддувный 75-сильный вариант этого дизеля. "Вазовские" дизели до сих пор называют перспективными, однако такой эпитет не очень-то подходит для вихрекамерных моторов, которые давно устарели и во всем мире активно вытесняются дизельными двигателями с непосредственным впрыском топлива.

Сергей БОЯРСКИХ