Премьер-парад или парад премьер
МОТОРШОУ
Поговорка "Первый блин комом" явно никоим образом не подходит тому, что происходило под вывеской "Моторшоу". Несмотря на свой юный возраст, Белорусская Автомобильная Ассоциация, которая и была организатором "Моторшоу", уже успела "обрасти" нужными связями и опытом, достаточным для проведения такого серьезного мероприятия. Конечно, в любом деле бывают мелкие "проколы", но важно одно - организаторы делали акцент именно на "шоу", хотя и того, что понимается под словом "авто", тоже хватало. По количеству различных премьер "Моторшоу", похоже, перекрыло все предыдущие выставки вместе взятые.
Как ни крути, но абсолютному большинству посетителей наиболее интересны, прежде всего, автомобили, поэтому ознакомившись со списком фирм-участниц, можно было заранее предположить, что основной процент посетителей выберет все-таки "Моторшоу", даже несмотря на значительную разницу в стоимости билетов (5 тыс. руб., а на "Автошоу" - 1 тыс. руб.)
И можно сказать точно - если кто-то не видел реклам "Мотор-шоу", значит, он либо слепой-глухой, либо живет в подвале. Но таких оказалось очень мало, поэтому неудивительно, что во все дни работы выставки посетителей было довольно-таки много. И что бы там ни говорили злопыхатели о неподготовленности СКА "Уручье" к мероприятиям подобного рода, места в нем явно больше, чем в знаменитой "ромашке", поэтому никакой давки и тесноты не было и в помине. Да и вообще, сама атмосфера больше напоминала большой европейский автосалон - дорогие фирменные стенды у большинства участников, куча разнообразных сюрпризов, клоуны и многое другое. Да и организаторам наконец-то удалось утихомирить дилеров: все рекламные акции, сопровождавшиеся весьма сильным звуковым давлением, проходили строго поочередно, что позволяло посетителям вполне отчетливо расслышать сказанное.
На стенде официального дилера Audi - фирмы "Автосалон AV" был представлен практически весь модельный ряд Audi, за исключением разве что моделей TT Roadster или RS4. Не было и флагмана А8, но учитывая тот факт, что в самое ближайшее время ей на смену придет другая модель, этот седан высшего класса решено было не выставлять. Хотя и без него посмотреть было на что. Впервые в нашей республике был показан универсал повышенной проходимости Audi Allroad, а также обновленная модель А4, коим и было отведено центральное место на подиуме. Не меньше внимания привлекала и "малышка" А2, оснащенная сверхэкономичным трехцилиндровым турбодизелем, хотя ее перспективы на нашем рынке весьма и весьма туманны. Впрочем, это мало кого волновало - красивый и необычный автомобиль постоянно был в центре внимания любопытствующих и фотографов. Такой же интерес вызвало и спортивное купе Audi TT фирменного серебристого цвета, которое на второй день выставки даже поменяли местами с А6, выставив "спортсмена" вперед.
Главная "звезда" на стенде Ford - это, конечно, был новый Mondeо, впервые показанный в наших краях. Причем вниманию посетителей были представлены сразу несколько модификаций, в том числе и базовая. Вообще, количество новых Mondeo не поддавалось никакому учету - помимо тех, что стояли на стенде, такие же автомобили можно встретить и на улице, и их количество с каждым днем все увеличивается. Новинка дебютировала сразу с тремя кузовами - седан, хэтчбек и универсал, а, кроме того, на выбор предлагается один из пяти двигателей (три бензиновых, два турбодизеля) и три варианта оснащения - Core, Trend и Ghia. И, что очень важно, цена на новую модель не сильно отличается от предыдущей - от $12 930.
Помимо ставшего уже привычным Focus, на стенде присутствовали новый внедорожник Maverick и американский "телец" Taurus. Вниманию любителей всего экстремального был предложен почти раллийный Ford Focus WRX в "боевой" раскраске, который, правда, совершенно терялся на фоне прекрасной блондинки и ее не менее очаровательной темноволосой подруги, что постоянно находились около этого "болида".
А на стенде Peugeot были представлены сразу несколько новейших моделей - это купе-кабриолет Peugeot 206СС и совершенно новая модель 307, европейская премьера которой состоялась буквально два месяца назад. Отрадно, что несмотря на некоторую эксклюзивность обеих моделей, в любом из понравившихся автомобилей можно было посидеть или сфотографироваться. Иногда, на радость зрителям, "пежовцы" поднимали и опускали крышу в 206СС, демонстрируя отточенную работу совершенного и довольно дорогого механизма, впервые, кстати, примененного на автомобиле данного класса. Присутствовали и более "традиционные" модели - "Автомобиль года" Peugeot 607, седан 406 и трехдверный хэтчбек 206 очень красивого цвета.
Mazda, точнее ее дилер - "Холпи", как всегда, устроила массированную рекламную кампанию, на этот раз пригласив двух странноватого вида инопланетян, которые все время "искали Mazda 323". Машина и вправду хороша, но непонятно, почему искали именно ее - на стенде были и другие, не менее замечательные автомобили, как-то обновленная Xedox 9 и первый самостоятельно спроектированный внедорожник Tribute. Примечательно, что на сегодняшний день практически все серийные модели этой фирмы, представляемые на нашем рынке, имеют возраст не более одного-двух лет. Точнее говоря, либо они дебютировали совсем недавно, либо подверглись серьезной модернизации, что дает право считать их в некоторой степени новыми. Кроме вышеперечисленных новинок, вниманию посетителей также были предложены Mazda 626, минивэны MPV и Premaсy.
На соседнем стенде, который занимал дилер Opel, был представлен практически весь модельный ряд немецкой фирмы, за исключением внедорожников Monterey и Frontera. Главной премьерой стал, естественно, показ Astra, только не обычной, а в версиях Coupe и Cabrio. Самое интересное, что Opel Astra Cabrio еще даже до России не добрался - его первый показ состоялся менее месяца назад, а мы уже смогли увидеть автомобиль "вживую". Помимо Astra с традиционными кузовами седан и хэтчбек, присутствовал и бестселлер нашего рынка Opel Omega, сразу в нескольких версиях. Но основной акцент рекламной кампании был сделан на другую, более функциональную и доступную модель - Zafira, которую в рекламном ролике называли и минивэном, и легковым автомбилем, что в некоторой степени соответствует истине. Да, чуть не забыл - также впервые в наших краях объявилась новая Corsa, но судя по отношению публики, наших автолюбителей больше интересуют дорогие и престижные модели.
Приз "За самый оригинальный стенд", если бы такой, конечно, существовал, абсолютным большинством голосов, я думаю, решено было бы вручить компании "ЮколаСервис", представляющей на нашем рынке продукцию концерна General Motors. Огромный стенд, стилизованный под Дикий Запад, с тюками соломы и привлекательной девушкой в ковбойской амуниции - это что-то, особенно когда рядом, словно пришельцы из будущего, стоят великолепные и монументальные Cadillac Escalade и Сhevrolet Silverado в компании с Chevrolet Tahoe. Здесь же находился еще более редкий в нашей республике автомобиль - Chevrolet Expresso, особенно если речь идет о такой эксклюзивной версии, какая стояла на салоне. Дело в том, что данный автомобиль является Expresso уже чисто формально: после тюнинга американской фирмы Mark 3, в ходе которого вся внутрення отделка была создана заново, автомобиль имеет полное право называться эксклюзивным, с соответствующей поправкой в цене.
Но все автомобили, находящиеся на выставке, даже легендарный Ferrari просто поблек, когда там появился темно-красный Chevrolet Impala, только не обычный, серийный, а 1963 года выпуска. Этот "динозавр" мог бы заочно считаться самым большим автомобилем выставки, но еще точнее было бы назвать его самым большим кабриолетом "Моторшоу". Надо сказать, сочетание темной краски и белого кожаного верха очень многим понравилось, особенно детям. Для того, чтобы просто сфотографироваться в этом автомобиле, нужно было сначала отстоять огромную очередь. Немного в сторонке от основного стенда все та же "ЮколаСервис" представляла и некоторые модели концерна Chrysler - агрессивный 300М, по некоторым данным являющийся лидером продаж, и сверхпопулярный "ностальжи", смесь минивэна и стильного хот-рода - Chrysler PT Cruiser.
Как всегда, шикарно и строго, в соответствии с фирменным стилем, был представлен Volkswagen. Правда, ничего особенного на дорогом фирменном стенде представлено не было - Passat GP мы уже видели на улицах города, а все остальные модели, как-то Charan, New Beetle, Bora и Golf и подавно. Но нельзя сказать, что у Volkswagen было скучно или неинтересно - это один из немногих стендов, где любому из посетителей можно было посидеть в любой понравившейся машине. Еще можно отметить весьма эффектное шоу, которое собирало множество зрителей.
Совершенно неожиданно на "Моторшоу" появился официальный представитель японской компании Suzuki, продукция которой до этого поставлялась только "серыми" дилерами. Привезли практически весь модельный ряд - Baleno, Swift, внедорожники Jimmy и Grand Vitara. Был даже микровэн Wagon R, хотя в Минске уже есть несколько таких автомобилей. Жаль, конечно, что отсутствовал новый флагман фирмы - полноразмерный внедорожник XL7, но учитывая ситуацию, остается радоваться, что появилась возможность увидеть хотя бы это.
Немного мрачновато выглядела экспозиция фирмы "Ланкор", официального дилера Nissan в РБ. Все четыре выставленных автомобиля, а это были внедорожники Patrol и Terrano II, престижный седан Maxima и представитель гольф-класса Almera, были окрашены в черный цвет. Правда, девушки-стендистки, одетые в контрастно-белое, на фоне автомобилей выглядели очень ярко.
А вот стенд Skoda, располагавшийся по соседству, напротив, играл всеми красками. Даже если кто-то был не в курсе, что Skoda принадлежит концерну VW, то можно было бы догадаться по оформлению - стенды обоих производителей были очень похожи, вернее, выполнены в едином стиле. Обновленная Octavia, тест которой, кстати, вы уже могли прочитать в "Автогазете", присутствовала в единственном экземпляре, а вот новинка - Fabia, в том числе и версия Combi, наоборот, сразу в трех.
Второй этаж, на который, кстати, вела очень крутая и небезопасная лестница, был почти наполовину занят стендом официального дилера Renault - СП "РСМ", главной "звездой" которого стала совершенно новая Renault Laguna, пришедшая, кстати, на шоу своим ходом. Элегантный универсал, динамичностью своего облика способный поспорить с иными спорткупе, поражал не только новизной форм, но и техническим совершенством. Представьте себе, в автомобиле нет привычного ключа зажигания, его заменяет специальная магнитная карточка, поэтому пуск двигателя, словно в каком-нибудь классическом Aston Martin, осуществляется при помощи кнопки. А на экран бортового компьютера выводится множество полезной информации, вплоть до давления воздуха в покрышках. И, что самой главное, стоит это чудо инженерной мысли вполне реальные деньги - менее $14 000. Кроме новой Laguna, на стенде также были представлены: "всемирный автомобиль" Renault Clio Symbol, полноприводной Scenic RX4 и многофункциональный фургончик Kangoo.
Самый молодой дилер Mitsubishi Motors - автоцентр "Колядичи" привез всю гамму предназначенных для продаж в нашем регионе моделей, в том числе Colt. Непонятно, правда, зачем нашему не самому обширному рынку сразу три дилера одной марки, но это не наши проблемы.
Небольшая "отчужденность" стенда Fiat от общей экспозиции в полной мере компенсировалась его, стенда, в некоторой степени эксклюзивным содержанием. Наряду с вполне привычными и довольно популярными моделями Punto, Bravo и Marea на стенде присутствовал и еще одни представитель довольно большого семейства концерна Fiat - элитный суперкар новейшего поколения - Maserati 3200 GT. Правда, было заметно, что он пришел в самое последнее время - отдельной площадки или какого-то подиума у него не было, и даже хромированная подставка под него появилась не сразу.
АВТОШОУ
Честно говоря, после ненавязчиво-праздничной атмосферы салона в Уручье павильоны на Машерова, 14 и Я. Купалы, 27 смотрелись очень скромно. Нет, фирмы-экспоненты здесь ни при чем, они-то как раз очень старались, чтобы "Автошоу" понравилось зрителям, виноваты сами организаторы. На пресс-конференции, состоявшейся еще до выставки, нас убеждали, что организаторы - очень опытная и серьезная организация, поэтому, дескать, их выставка должна стать наиболее интересной, но в действительности все оказалось далеко не так. Вроде бы было все - оркестр, высокие официальные гости на открытии и даже традиционное разрезание ленточек, но весь этот спектакль скорее можно было бы назвать хорошей миной при плохой игре. То ли опыта в проведении именно "шоу" у организаторов оказалось маловато, то ли люди, работающие за зарплату, просто не захотели сделать ничего, чтобы из рядовой выставки "Автошоу" превратилось в праздник.
Факт остается фактом - "шоу" не получилось. И при всем желании дилеров, старавшихся изо всех сил, при таком отношении организаторов к работе они не смогли обеспечить на всей выставке такую же теплую атмосферу, какая была на их стендах. Больше всего "Автошоу" напоминало ВДНХ времен СССР. Если на "Моторшоу" ваш ребенок, если ему надоело смотреть на машины, мог хотя бы поучаствовать в какой-нибудь игре, организованной веселыми клоунами, и получить за это шарик или другой не менее приятный приз, то на "Автошоу" можно было встретить только каких-то девочек-подростков в фирменных майках, без дела слонявшихся по павильону и демонстрирующих вселенскую радость.
В VIP-день музыка грохотала все время - сначала оркестр выдавал некие танцевальные мотивы, а когда он отдыхал, роль шумового давления выполняла грохочущая музыка. Можете себе представить, как это выглядело в "ромашке" - шум стоял такой, что общаться можно было только при помощи жестов. Впрочем, посетителей, оказавшихся на "Автошоу", могло радовать то, что полностью осмотреть всю экспозицию можно было минут за пятнадцать.
Еще одним фактом, свидетельствующим об отношении организаторов к своей работе, можно считать появление в павильоне на Машерова подержанного Oldsmobile Aurora. Автомобиль хорош, не спорю, но его место скорее на авторынке в Малиновке, чем на "международном автосалоне".
Самая большая и красивая экспозиция на "Автошоу" была, естественно, у СП "БелХундай", которое теперь представляет не только автомобили марки Hyundai, но и продукцию фирмы Mitsubishi. Вообще, как мне кажется, на этом стенде было собрано самое большое количество автомобилей, представленных одним дилером - четырнадцать, хотя в разные дни их количество менялось. Как всегда, присутствовали модели Sonata, Galloper, Coupe и Accent, а из Mitsubishi - Carisma, Space Star. Самые свежие премьеры - Hyundai Santa Fe и Mitsubishi Galant. И хотя последний уже несколько лет с успехом продается во всем мире, у нас он еще встречается очень и очень редко. Зато его "собратья" - Mitsubishi Pajero, в том числе и модель Sport, реально могут претендовать на звание лидеров, чуть не сказал проката, продаж, особенно если учесть, что эти модели везут сюда практически все "серые" дилеры. Хотя при чем тут "серые" - при таком же уровне цен "БелХундай" еще и трехгодичную гарантию дает, а это в наших условиях, согласитесь, немаловажно.
Toyota выставила в основном те модели, которые пользуются наибольшим спросом. А это уже ставшие привычными на наших дорогах Toyota Land Cruiser 100 в двух версиях, новейший "паркетник" RAV4, а также официально присутствующие с недавнего времени автомобили Lexus - роскошный, если не сказать больше, представительский LS430 и спортивный седан серии GS. Надо сказать, что "Эмир Моторс" не прогадала - все автомобили, в том числе и чрезвычайно дорогие Lexus, были проданы еще до окончания выставки.
ЗАО "Элитавто", официальный дилер Volvo в Беларуси, имел небольшую, но очень содержательную экспозицию. Самая последняя модель фирмы - S60 еще, к сожалению, не дошла до нашей рспублики, хотя ее ожидают в самое ближайшее время. Зато все остальные модели присутствовали - и престижная S80, оснащенная бензиновым двигателем с турбонаддувом низкого давления, и редкий, благодаря нашему менталитету, универсал V70. Самая массовая модель фирмы S40 тоже была представлена в виде универсала и поэтому именовалась Volvo V40.
Честь всего некогда отечественного автопрома отстаивал всего-навсего один, причем далеко не самый мощный производитель - "ИЖмаш". На смену архаичному "каблучку" пришла более современная модель - 2126, правда, по-прежнему значительно отстающая по техническому уровню от практически всех иностранных моделей. Радует одно - несмотря на столь катастрофическое положение, завод постоянно увеличивает количество модификаций, появились даже полноприводные версии. Причем помимо знакомой многим полноприводной "Оды" на выставке был показан двухдверный пикап, грузоподъемностью, если не ошибаюсь, 750 кг. Только в отличие от "Оды", являющейся просто полноприодной легковушкой с независимыми подвесками, пикап сделан "по-взрослому" - прочнейшие балки-мосты спереди и сзади, рессорная подвеска. Конечно, автомобиль очень интересный, и, возможно, он будет иметь успех, если когда-нибудь все же станет на ковейер, тем более что цена, как мне сказали представители, ожидается примерно на уровне $4000, но, боюсь, главную роль здесь, как всегда, сыграет "человеческий фактор". Ведь собирать этот "крутейший" пикап будут те же люди, что когда-то клепали известные своим качеством "Москвичи", поэтому автомобиль рискует стать просто еще одним памятником человеческой глупости. Даже этот, предсерийный образец, предназначенный для демонстрации публике, в том числе и потенциальным покупателям, собран даже не "на коленке" - такое ощущение, что его собирали на спор и с завязанными глазами. Дверь скрипит, как старый секретер, а в салоне приборная панель от 41-го "Москвича" соседствует с "баранкой", на которой написано "ЛАДА".
Настоящим украшением всей выставки стали мотоциклы, представленные дилером Yamaha и белорусскими байкерами, общественным объединением Wolf Engeneering. И если в прошлом году вся мотоциклетная экспозиция была уставлена в основном лишь чопперами и классическими мотоциклами, то на данной выставке присутствовали и супербайки. Точнее, один супербайк - Yamaha YZF R6, но если не лезть в дебри технических терминов, то за таковой вполне мог сойти и Fazer - классический мотоцикл с ярко выраженным спортивным уклоном. Впрочем, большинству наших соотечественников это не суть как важно, лишь бы мотоцикл был красивый. Кстати, на второй день работы выставки привезли даже легендарный и стильный Harley-Davidson красивого серебристо-серого цвета. Ничуть не хуже смотрелись и творения белорусских кастомайзеров. Надо сказать, что те "самопальные" байки, что представили минчане, вызывали большее восхищение, нежели серийная продукция японского концерна. И хотя основной акцент был сделан на серийные модели мотоциклов марки "Урал", наибольшее внимание привлекал самодельный дрэгстер и невероятно стильная тюнингованная Honda X4, на которой приехал, если я не обознался, сам Хирург.
Вот в принципе и все, что нам удалось увидеть и рассмотреть на обоих выставках. Конечно, хотелось бы более насыщенной программы, особенно это касается второго мероприятия, но при отсутствии альтернативы все радуются и такому празднику. И нам остается надеяться, что к следующему году организаторы обеих выставок найдут способ договориться, отчего уровень белорусских выставок только повысится.
Павел КОЗЛОВСКИЙ