О "Россиянах" замолвите слово

Если бы все упиралось только в одинаковую стоимость... Тогда, наверное, весь российский Дальний Восток и половина Сибири куда активнее поддерживали бы своих автопроизводителей, а не отдавали абсолютное предпочтение праворульным японским машинам далеко не первой свежести. И белорусские автомобилисты вряд ли бы спали и видели себя за "баранкой" подержанных "немцев".

Поди угадай, что конкретно определило переоценку пристрастий отечественных автовладельцев, когда подержанные иномарки отправились покорять наши просторы. Одним в "Жигулях" недоставало динамики, и они нашли ее в машинах из-за "бугра", с легкостью не только преодолевавших стандартные "жигулевские" 145 км/ч, но и продолжавших интенсивно разгонятся и после этой отметки на спидометре. Другим в автомобилях из Тольятти не хватало комфорта, и они отыскали его в роскошных салонах иномарок - с их кондиционерами и полным электронным обеспечением. Третьих не устраивали автомобили, новыми напоминавшие полуфабрикаты, в которых сразу после покупки требовалось перетягивать весь резьбовой крепеж и заниматься регулировками и отладками. Четвертые, и не без оснований, надеялись на запас прочности, который даже в весьма пожилом возрасте иномарок поддерживал цену на них на уровне новых "Жигулей".

Многие, кстати, обожглись, приобретая "шило" - хорошо "подфуфленные" перед продажей образцы, на которых действительно "неизвестно кто, где и как наездил опять-таки неизвестно сколько километров". Но это стало уроком для остальных - к выбору подержанной машины, не важно - иностранная она или отечественная, надо подходить с пристрастием.

В Минске и областных центрах спрос на новые "Жигули", а также "Самары", "Спутники" и т.д. из года в год неуклонно снижается. Если так будет продолжаться, а любовь к "Жигулям" нам не начнут прививать законодательно - по российскому сценарию, с помощью пошлин и налогов, то очень может быть, что в крупных городах круг потребителей продукции ВАЗа сузится до разного рода организаций и фирм, которым машина нужна, только чтобы их сотрудники успевали попадать в нужное время в заданную точку. Но в глубинке существуют другие критерии оценки автомобиля. На карте Беларуси еще немало мест, где владелец иномарки скорее будет выглядеть белой вороной, чем хозяин "Жигулей". Нам известны также примеры, когда автомобилисты, по ряду причин разочаровавшись в иномарках, пересаживались в российские машины. Мнение одного из них мы приводим.

* * *


"Уважаемая редакция "АГ", хоть и знаю ваше отношение к отечественным автомобилям, но все же прошу написать: реально ли приобрести нормальный ВАЗ-2103 или -2105 в качестве второго автомобиля в семье и с чем придется столкнуться в эксплуатации? Спасибо. Кирилл Т., г. Кличев, Могилевская обл.".

* * *

Отношение к российским автомобилям в нашей редакции действительно прохладное. Тем не менее все редакционные автомобилисты начинали когда-то на машинах советского производства, и что интересно - при общем скепсисе отзываются о тех образцах, на которых самим довелось ездить, с неожиданной теплотой и даже трогательной нежностью, как о неких положительных исключениях из правил. А небезызвестный Сергей Боярских, так тот в свое время отрабатывал водительские и ремонтные навыки и вовсе на "горбатом"! И что же? До сих пор почитает этот с позволения сказать автомобиль за образец ремонто-пригодности, по поводу и без повода вспоминая, как посреди колхозных полей, располагая минимальным инструментом и помощью нетрезвого деверя, всего за два часа "отполовинил" коробку передач от двигателя, извлек из нее некстати развалившийся сухарь полуоси, собрал все это обратно и - спокойно продолжил поездку. Мыслимо ли такое с иномаркой? Правда, водителю иномарки совсем не обязательно запчасти типа полуосей постоянно возить в багажнике.

Однако - по существу вопроса. Вряд ли теперь где-нибудь сохранились ВАЗ-2103 в нормальном техническом состоянии. Все-таки сняли "третью" модель с производства ровно 20 лет тому назад - в 1983 году. А если и сохранились, то их владельцы за 200-300 однодолларовых купюр, которые готовы выложить потенциальные покупатели за ухоженную, капитально отремонтированную "трешку", продавать машину категорически не соглашаются.

Советуем обратить внимание на ВАЗ-2106. Этот автомобиль при тех незначительных отличиях в конструкции (самое существенное - 1,6-литровый двигатель вместо 1,5-литрового, остальное - мелочи вроде других бамперов, задних фонарей, решетки радиатора и сидений с подголовниками) вполне может считаться всего лишь модификацией или, если хотите, рестайлингом ВАЗ-2103. Плюс этого автомобиля в том, что он до сих пор выпускается - хотя и не в Тольятти, а в Сызрани и Ижевске, но с запчастями к автомобилю, все еще находящемуся в производстве, проблем гораздо меньше, чем с машиной, которую не собирают уже много лет.

Вопрос заключается в том, какую сумму вы готовы отдать за подержанный российский автомобиль. Стоимость "шахи" на нашем рынке, как, впрочем, и ВАЗ-2105, составляет порядка 2 тыс. у.е. за образцы 1998-1999 годов выпуска. Игра стоит свеч, если взамен этой суммы вам удастся приобрести не разгонную машину какой-нибудь фирмы, а хорошо обкатанный автомобиль с небольшим пробегом, побывавший в руках заботливого хозяина, который обработал машину антикором сразу после начала эксплуатации, установил дополнительные подкрылки и вообще - тратил деньги не на украшательство разными "цацками", а на хорошее масло и другие полезные вещи. Вы получаете пусть не самое комфортабельное и надежное, но простое по конструкции и полностью ремонтопригодное в кустарных условиях транспортное средство. Благодаря большому дорожному просвету оно приспособлено для езды по плохим дорогам, хорошо заводится в морозы, а зимой в его салоне гораздо теплее, чем в иных иномарках.

Хронические болезни этой машины, как и методы борьбы с ними, досконально известны уже нескольким поколениям автомобилистов - немаловажное обстоятельство, если собираетесь ремонтировать автомобиль в собственном гараже. Так вот, приготовьтесь с периодичностью примерно раз в 10-20 тыс. км менять шаровые опоры передней подвески, передние тормозные колодки, втулки крепления амортизаторов, выключатель фонарей заднего хода. Проехали еще 20 тыс. км - кроме уже указанных деталей, скорее всего, замены потребуют также ремень генератора, втулки маятникового рычага, сайлент-блоки. Намотали на спидометр еще 20 тыс. км - прибавьте к списку запчастей, необходимых для проведения ремонта, распределитель зажигания, стартер или как минимум его тяговое реле, регулятор напряжения, втулки стабилизатора и рычагов задней подвески, наконечники рулевых тяг. И учтите - поскольку речь идет о подержанных "Жигулях", то очень может быть, что за 0-60 тыс. км пробега после покупки ремонтных вмешательств потребуют также сцепление, выхлопная система, радиатор - особенно если он алюминиевый, а не латунный. Возможно, из указанного перечня придется что-то вычеркнуть, но очень может быть, что и прибавить.

"Пятерка" или "шестерка"? Оспаривать мнение, что ВАЗ-2106 надежнее ВАЗ-2105 не беремся - по крайней мере, в отношении электрооборудования. Но следует знать, что "шестая" модель последних лет выпуска комплектовалась такими же ненадежными печатными платами коммутации задних фонарей и блока предохранителей, что и ВАЗ-2105, так что теперь по числу поломок в эксплуатации обе машины сопоставимы.

Однако если ВАЗ-2105 отличает некое единство стиля, то "шаха" выглядит престранно. Престижность в былые, разумеется, времена ВАЗ-2106 обеспечивал самый мощный в "жигулевской" гамме двигатель. Этот автомобиль также ценили за качественно собранный салон и более эффективную, нежели у "пятерки", систему отопления. Иногда "шестерку" окрашивали "металликом", а в списке дополнительного оборудования самых дорогих версий можно было встретить электростеклоподъемники. И при этом - в ВАЗ-2106 не предусмотрен обогрев заднего стекла, а бамперы с "клыками", поворотные форточки в дверях и руль а-ля "Фиат-124" живо напоминают, что конструкция этого автомобиля из далеких 60-х годов.

Возможны варианты. И "пятерки", и "шестерки" выпускались с другими, кроме базовых, двигателями и некоторыми агрегатами. Например, самая последняя по времени выпуска модификация ВАЗ-2106 оснащалась пятиступенчатой КПП (на базовой версии коробка - четырехступенчатая), электрообогревом заднего стекла, такими же, как у ВАЗ-2105, дюралевыми бамперами с пластиковыми накладками.

ПОСЛУШАЕМ ВЛАДЕЛЬЦА:

Сергей Л. (четыре годаездит на ВАЗ-2105):

- Я никого не собирался удивлять, когда продал "второй" Golf и купил новый ВАЗ-2105. Просто сильно подержанный автомобиль не может быть лучше нового, а из них мне по карману были только "Жигули". Самый большой, на мой взгляд, недостаток российских машин - низкая стойкость против коррозии. Я сразу после покупки загнал машину к специалистам и полностью обработал ее "Динитролом". А потом каждой осенью уже самостоятельно подкрашивал места, где покрытие поцарапалось или облезло. И что же? Попробуйте найти на моей "пятерке" хотя бы пятнышко ржавчины.

Проблему дороговизны бензина я решил старым дедовским способом - установкой дополнительной прокладки под головку блока. Так что теперь экономлю, заправляя машину "семьдесят шестым". А что касается надежности, так ведь она далеко не идеальная и у иных иномарок, но расходы на их ремонты с лихвой покрывают затраты на обслуживание российской машины.