Не свободный, но перспективный
Обещанного три года ждут
И даже больше, в случае с альянсом Renault-Nissan. Речь идет о новых моделях, которые будут построены на общих платформах с применением одних и тех же двигателей, коробок передач, отдельных узлов. Так, будет 10 базовых платформ, 8 семейств двигателей, 7 семейств трансмиссий. Когда? К 2010 году. Казалось бы, это слишком уж длительный срок. Но ничего не поделаешь, ведь объединение произошло в самый... неподходящий момент!
Вспомним, что соглашение было подписано в мае 1999 года. В тот момент разрабатывать было нечего: работа над новыми автомобилями или шла полным ходом, или была в стадии завершения. Все модели обеих компаний, представленные с 1998 по 2002 год (а это Clio, Laguna и Vel Satis со стороны Renault и Almera, Primera и Maxima со стороны Nissan) были разработаны собственными силами. И, разумеется, новые их поколения появятся где-то после 2004 года.
И лишь в этом году начинается выпуск первого автомобиля, который в будущем "предоставит" свою платформу для аналогичной модели компаньона. Это новое поколение Nissan Micra. Понятно, кто станет "собратом" - Renault Clio третьего поколения. И на этой же платформе (но, возможно, несколько укороченной) будет построен новый Renault Twingo. Но произойдет это не ранее 2003 года. А другие будущие "близнецы" (Renault Laguna III и Nissan Ptimera III, например) будут представлены еще позже
Так что платформы начнут "работать" лишь лет через пять, а вот общие двигатели и трансмиссии могут появиться на уже существующих моделях. Ну и уже сегодня конструкторы обеих компаний объединяют усилия в работе над новыми системами и элементами будущих автомобилей. Сплотились и маркетологи: разрабатывается стратегия на ближайшее будущее, создается единая дилерская сеть. Renault силен в Европе, Nissan - в Азии. А некоторые рынки (восточноевропейский, например) "не изведаны" в полной мере обеими компаниями. Так что будут друг другу помогать...
Разумеется, встает вопрос о внутренней конкуренции. Но ее, судя по всему, удастся избежать. К тому же интересы обеих компаний пересекаются не везде. Так, однообъемники останутся за Renault, внедорожники - за Nissan. В размерном классе В (Nissan Micra - Renault Clio) японские и европейские модели традиционно разведены по разные стороны сегмента и не конкурируют друг с другом. То же самое можно сказать и о больших автомобилях (Nissan Maxima - Renault Vel Satis).
А вот средний класс D и гольф-класс, в которых выступают соответственно Nissan Primera/Renault Laguna и Nissan Almera/Renault Megane (Tino/Scenic), вполне могут допустить внутреннюю конкуренцию. Но здесь следует учитывать вот какой факт: обычно покупатель уже отдает предпочтение какой-то марке. Если он даже ей изменит, то все равно сохранит приверженность стране-производителю. Так что пересадить его с французского автомобиля на японский (или наоборот) будет достаточно трудно. В общем, опасаться следует не столько чужестранцев, сколько своих...
Концепцию - в жизнь?
Это по-японски!
Как известно, серийному автомобилю предшествует концепт-кар. В той или иной степени, но он дает представление о том, как будет выглядеть будущая модель компании. Следует только мысленно убрать из его дизайна, интерьера и технической начинки "шоу-навороты"...
Оказалось, что у прототипов X-Trail, Fusion, Z и mm.e таких "ненужных" элементов не так уж много: серийные автомобили от этих выставочных экспонатов отличаются ненамного. В принципе, отказаться пришлось от "трудоемких" и непрактичных деталей, зато эти "потери" компенсировались новыми, не менее удачными решениями. Скажем, дизайн новой Primera кажется более законченным, нежели у концепт-кара Fusion. Несколько "успокоилась" футуристичная приборная панель? Зато салон стал уютней.
Впрочем, ничего удивительного здесь нет, т. к. эти концепты изначально были достаточно "приземленными", а с каждым новым показом еще и обрастали новыми "бытовыми" элементами, так что мало кто сомневался в том, что они с минимальными изменениями пойдут в серию. Равно как и без значительных переделок попадет на конвейер новый внедорожник, прототип которого был показан на автосалоне в Нью-Йорке (имя новинки - Murano).
Если же вы хотите заглянуть в еще более далекое будущее - обратите внимание на "утопичный" концепт-кар Chappo. Казалось бы, какое-то чудовищное недоразумение на колесах. На самом деле это взгляд дизайнеров на автомобильную моду лет, скажем, через десять. Кстати, и другие смелые шоу-кары Nissan решены в том же стилистическом ключе, так что, по всей видимости, дизайнеры будут свою идею потихоньку продвигать.
"Евролига"
Что, слишком смело? А почему бы и нет. Хватит выпускать блеклые автомобили для бухгалтеров и домохозяек! И конкретные шаги в этом направлении уже предприняты. Новое поколение Nissan Almera наконец-то может похвастаться стильным дизайном, что для представителя гольф-класса очень даже важно. Конечно, есть и другие качественные изменения, но все же новая внешность - именно то, чего так не хватало Almera. Ведь автомобили Nissan всегда отличались надежностью, хорошим оснащением и разумной ценой, но удручающая безликость запросто перечеркивала половину их достоинств.
Но европейский автомобиль должен иметь запоминающуюся внешность! Европейский? Да, ведь Almera выпускается в Великобритании, а дизайн был разработан в английском дизайн-центре. И хотя азиатские "корни" видны, что называется, невооруженным глазом, назвать этот автомобиль адаптированной под местный рынок моделью язык не поворачивается.
Итак, новая Almera стала на порядок индивидуальнее. Очередное поколение Maxima также отличилось и сменило излишнюю строгость предшественника на более элегантный "костюм". Уже неплохо. Но нужна бомба!
А вот и она - новая Primera! Чуть выше я слукавил, и на самом деле мало кому приходило на ум, что серийная модель будет настолько похожа на концептуальный Fusion. Да, исчезла прозрачная крыша, был переработан дизайн, произошли изменения в салоне, но главное, осталась сама концепция: близкий к однообъемному необычный силуэт, оригинальная приборная панель с многофункциональным дисплеем и бортовым компьютером - действительно компьютером, а не двумя-тремя счетчиками и термометром!
Ну а изменения в технической части традиционны. Это уже эволюция. Передняя многорычажная подвеска была разработана заново, а вот задняя осталась от предшественника, хотя и была модернизирована. То же и с двигателями: есть новые, есть модернизированные. В этом плане Primera мало чем отличается от одноклассников. А потому главным оружием новой модели на европейском рынке станет необычный дизайн и необычайно высокий в данном классе уровень "электрификации" и "компьютеризации" автомобиля.
В общем, компании есть что предложить европейскому покупателю. Помимо внедорожников (о них чуть ниже) действительно имеет смысл обратить внимание на новые модели Almera, Almera Tino и Primera. Смущает необычный дизайн? Если приглядеться, можно заметить, что сбоку универсал Nissan Primera напоминает... Renault Laguna Break! А однообъемный Tino подозрительно похож на французский Scenic. Так что привыкание к японским машинам европейской сборки должно пройти безболезненно.
Хорошие машины для плохих дорог
Немало внимания Nissan уделяет внедорожным автомобилям. Причем до недавнего времени это были только "серьезные" рамные конструкции, предназначенные для откровенно тяжелых условий эксплуатации. Ведь даже "паркетник" Terrano II способен на многое. Но вот в модельном ряду компании появился первый внедорожник с несущим кузовом и поперечным расположением двигателя - это Nissan X-Trail. Что там еще "не так"? Ага, независимая подвеска, система полного привода с электронным управлением.
Автомобиль практически не отличается от прототипа, но удивляет некоторое несоответствие интерьера дизайну. Снаружи этот внедорожник - типичный представитель SUV: нет тех грубых форм "старших братьев", но и "бесхарактерным" его не назовешь. Городской автомобиль с задатками вездехода. А вот приборная панель больше подошла бы серьезному внедорожнику - цивильному X-Trail нужно что-то более "легковое". Впрочем, на вкус и цвет...
Как уже было сказано выше, полный привод имеет электронное управление. Система получила название All Mode 4x4 и отличается тем, что имеет три режима работы. В двух первых случаях крутящий момент передается на передние колеса, а задняя ось подключается при необходимости. Время подключения зависит от заданного режима: в момент проскальзывания ведущих колес либо при нажатии педали акселератора. Третий режим предназначен для преодоления тяжелых участков дорог. В этом случае межосевой дифференциал блокируется, и автомобиль становится полноприводным.
Остальные внедорожники Nissan выполнены по традиционной схеме. И Terrano II не исключение. Автомобиль производится в Испании, до недавнего времени компанию ему составлял "близнец" Ford Maverick. Но немцы (имеется в виду европейское отделение Ford) производство своей модели свернули, а второе поколение было создано с дочерней Mazda. Так что Terrano II остался в гордом одиночестве. На выбор предлагаются два типа кузова, три двигателя (один бензиновый и два дизельных).
Визитной карточкой не только внедорожного, но всего модельного ряда Nissan является полноразмерный Patrol GR. Не так много в мире "офф-роудов", имеющих подобную репутацию (а она, между прочим, создавалась годами!). Арсенал внедорожных средств (лонжеронная рама, мощные передний и задний мосты, демультипликатор и т.д.) остался неизменным, а вот статус автомобиля изменился. Patrol стал комфортабельным средством передвижения для обеспеченных людей; по крайней мере, это касается пятидверной модификации. Короткий трехдверный внедорожник еще может претендовать на роль машины искателей приключений.
* * *
Мы рассказали лишь о наиболее популярных европейских моделях. Но модельный ряд Nissan гораздо шире и включает в себя автомобили для других регионов. Большой интерес представляют модели Skyline, Altima, Cedric, President Type L, спортивные купе (Z, Skyline GT-R), однообъемники (Serena, Quest), внедорожники (X-Terra, Pathfinder). Но эти модели в массе своей предназначены для внутреннего или североамериканского рынков, а значит, разговор о них впереди.
Иван КРИШКЕВИЧ