Настоящий "народный автомобиль". Opel Corsa, Tigra

Недорогие, неприхотливые, функциональные и красивые автомобили – вот что такое Opel сегодня. В его модельной гамме есть все: малолитражки, внедорожники, минивэны, седаны, кабриолеты и даже родстеры, так что особо беспокоиться по поводу конкурентов "Опелю" пока нечего. К тому же ведется постоянная работа по проектированию новых моделей, каждая из которых обещает стать если не бестселлером, то, по крайне мере, одним из наиболее популярных автомобилей в своем классе. Компактвэн Meriva и уникальный хэтчбек Signum уже пошли в серийное производство, а на очереди – новое поколение Astra, которую специалисты и автомобильная пресса уже называют "новым Гольфом". Готовится также новая модель бизнес-класса с необычным дизайном и формой кузова. При этом ценовая политика производителя такова, что Opel по-прежнему остается одним из самых доступных на рынке, независимо от класса и комплектации. Так что в новом веке титул "народного автомобиля" наверняка перейдет к одной из моделей Opel...

Corsa

Несмотря на то, что Corsa является очень маленьким автомобилем, у Opel есть модель, которая по внешним габаритам уступает даже этой "малявке". Это Opel Agila, "клон" компактного однообъемника Suzuki Wagon R+ – пятидверный пятиместный автомобиль весьма интересного дизайна и компоновки. Но поскольку и на европейском, и на постсоветских рынках необычная Agila пользуется гораздо меньшим спросом, нежели Corsa, и, соответственно, попадает на рынок second hand в несоизмеримо меньших количествах, то для рубрики "Маркетинг" она как бы и не существует: за все время производства этой модели только один ее экземпляр появился в Малиновке. И простоял там почти полгода – видимо, спроса на столь необычные автомобили пока еще нет...

А вот Opel Corsa, благодаря интересному дизайну, невысокой цене и достаточно большому количеству модификаций, продается сравнительно неплохо – по крайней мере, главный конкурент, VW Polo, особого численного преимущества в этом секторе рынка не имеет. Другое дело, что у нас маленькие автомобили вообще редко находят покупателей...

Тем не менее Opel Corsa очень неплохо представлена на белорусском рынке, и при желании всегда можно найти несколько интересных вариантов. В продаже бывают все поколения модели: и первое, выпускавшееся с 1983 по 1993 год, и последнее, дебютировавшее в 2001-м и выпускающееся до сих пор. Хотя чаще всего и на дорогах, и на рынке встречаются "Корсы" второго поколения, выпуска 1993-2000 годов. Все три поколения отличаются весьма умеренными, в сравнении с одноклассниками, ценами и неплохим оснащением.

Первая "Корса" будет интересна тем, кто покупает свой первый в жизни автомобиль – недорогая, компактная, экономичная, но резвая. Она выпускалась и в виде хэтчбека с тремя или пятью дверями, и даже в виде двухдверного купе с отдельным багажником – весьма необычно для этого класса. Привод – только передний, трансмиссии – механические 4- и 5-ступенчатая, а вот "автомат" для данной малолитражки, согласно данным каталогов, не предлагался. Гамма двигателей постоянно менялась, но всегда была возможность выбора: три-четыре бензиновых мотора и один дизель. Базовые версии оснащались 1,0-литровыми моторами, а спортивные модификации – 100-сильным 1,6-литровым. Выпускавшаяся ровно десять лет, "Корса" пользовалась неплохим спросом, что и обуславливает большое их количество на рынке second hand. Особенно выгодна покупка автомобилей последних лет выпуска – за сравнительно небольшие деньги можно получить неплохой 10-12-летний автомобиль.

Opel Corsa второго поколения в подержанном виде гораздо дороже предшественника: она более современна, интереснее по дизайну и просторнее внутри. Появившись в 1993 году, второе поколение сразу оказалось в центре внимания: на тот момент не было еще нового Polo, да и Fiesta давно требовала обновления, поэтому новинка от Opel пришлась покупателям по душе. Экстравагантное двухдверное купе исчезло из гаммы, а остались лишь трех- и пятидверные хэтчбеки. Чуть позже появилось и красивое купе Tigra, созданное на базе "Корсы", но об этом – в отдельной главе.

Помимо кузовов, слегка отличающихся друг от друга по дизайну, Opel предложил для своей самой массовой и самой доступной модели ряд нестандартных пакетов оснащения: City, Sport, Swing и т.д. Каждая из этих версий имела какие-то особенные опции, для нее предлагалась оригинальная цветовая гамма для окраски кузова и отделки салона. Впрочем, даже самая "пустая" Corsa для того времени была оснащена очень даже неплохо: воздушная подушка безопасности для водителя, противопылевой фильтр в системе вентиляции и фирменная аудиосистема устанавливались на все без исключения версии.

Гамма двигателей осталась практически прежней, то есть по количеству предлагаемых вариантов, а кроме этого появились сразу две версии с автоматическими коробками передач. Такие трансмиссии сочетались с 1,2- и 1,4-литровым бензиновыми моторами, а базовая Corsa 1.0 и спортивная 106-сильная 1,6-литровая версия оснащались только 5-ступенчатой КПП. Равно как и оба дизельных мотора – 1,7-литровый 60-сильный и 67-сильный турбодизель объемом 1,5 литра.

Второе поколение продержалось на конвейере немногим меньше, чем первое – всего на три года. А все потому, что ближе к концу девяностых малолитражные автомобили стали более популярны, объемы их продаж постоянно росли, и это повысило активность конкурентов в данном секторе рынка. Новинки стали появляться как грибы после дождя, причем практически каждая из новых моделей старалась превзойти конкурентов не только по таким показателям, как вместительность, функциональность или комфорт. Покупатели начали больше задумываться о безопасности, что повлекло за собой расширение списка стандартного оборудования – туда добавили ABS, подушки безопасности, преднатяжители ремней и т.д. Малолитражки все чаще стали оснащать опциями, ранее доступными только на моделях среднего или даже высшего среднего класса – ксеноновыми фарами, климатической установкой, системами стабилизации и тягового контроля. Все это, конечно же, очень сильно "подкорректировало" розничную цену таких автомобилей, так что на рубеже веков большинство малолитражек стали стоить лишь чуть менее модель гольф-класса.

Именно таким и был новый Opel Corsa, представитель третьего по счету поколения, дебютировавший в конце 2000 года. Здесь уже все было иначе, "по-взрослому". Внутренние размеры – почти как у "Астры", модели классом повыше. Топ-версия оснащалась уже 1,8-литровым мотором мощностью 125 л.с. И даже более того: сейчас, спустя несколько лет после начала производства, для "Корсы" предложили 175-сильный 1.6 Turbo! Базовый "литровый" мотор не исчез, но заметно преобразился: четыре клапана на цилиндр, впрыск топлива и т.д. Правда, "осталось" всего три цилиндра, но и их вполне хватило для того, чтобы обеспечить и достойную мощность (58 л.с.), и достойные характеристики – "максималка" 155 км/ч и 17 секунд для разгона с места до 100 км/ч.

На Opel Corsa третьего поколения, впервые в этом классе, была опробована новейшая автоматизированная коробка передач Easytronic, сочетающая в себе достоинства и автоматических, и механических трансмиссий, а также отличающаяся весьма привлекательной ценой. Такая трансмиссия устанавливается только на два наименее мощных бензиновых мотора – литровый и 75-сильный объемом 1,2 литра. Конструктивно она представляет собой обыкновенную "механику", только полностью подчиненную электронике, которая и осуществляет все действия по команде водителя. Управление сцеплением, переключение передач – всем этим занимаются электроприводы, а водитель едет как будто бы с автоматической коробкой передач.

В 2003 году Opel Corsa подверглась небольшому рестайлингу: фары получили "прозрачную" оптику, слегка изменились бамперы и фальшрадиаторная решетка, был подкорректирован список оборудования. Гамма моторов осталась прежней, а наиболее мощные версии, в том числе и турбированная бензиновая, предлагаются со спортивным пакетом OPC – аналог версий ST у "Форда" или "М-пакета" у BMW.

Tigra

Одна из наиболее необычных, но в то же время удачных моделей "Опеля" за последнее десятилетие. Представитель весьма малочисленного класса компактных спортивных купе, "Тигра" была создана на базе популярной малолитражки "Корса", у которой она позаимствовала и платформу, и ходовую часть, и двигатели.

Правда, из всей "корсовской" гаммы для Tigra предложили только два наиболее мощных мотора из серии Ecotec – 1,4- и 1,6-литровый, оба бензиновые. Первый мотор развивал мощность 90 л.с., а второй – уже 106, что делало "Тигру" одной из наиболее скоростных моделей своего ценового диапазона. Разгон с места до "сотни" у 1,6-литрового двигателя занимал всего 9,7 секунды! При этом расход топлива, благодаря низкой снаряженной массе автомобиля, составлял 6,7 литра на 100 километров. Интересно, что Tigra 1.4 оказывалась более "прожорливой" – у нее в среднем получалось 6,8 литра на "сотню" – видимо, из-за меньшей энерговооруженности.

Кузов был только один – трехдверный хэтчбек, но зато благодаря многочисленным вариантам комплектации и возможности заказа автоматической 4-ступенчатой трансмиссии для версии Tigra 1.4 общее количество модификаций этого автомобиля исчислялось десятками. Для "Тигры" были предложены специальные пакеты оборудования, а также необычные цвета, недоступные для Corsa.

Единственный конкурент Opel Tigra – это Ford Puma, который оказался менее удачливым в коммерческом плане. Объем его выпуска не устраивал производителя, и поэтому "Пуму" очень быстро сняли с конвейера. Opel Tigra в этом отношении оказался гораздо более успешным автомобилем – его выпуск был начат в 1994 году, а последние экземпляры вышли из ворот завода в Сарагосе (Испания) в конце 2000 года! Учитывая отсутствие конкурентов, а также весьма удачный дизайн кузова этого автомобиля, объемы производства Tigra можно назвать большими, хотя они не шли ни в какое сравнение с объемами выпуска той же "Корсы". Но все равно, имея всего две версии и несколько пакетов оснащения, "Тигра" принесла "Опелю" неплохую прибыль – максимальные объемы производства при минимальных вложениях.