Лёгкий тюннинг - нелёгкая задача

Главная задача тюнинга - индивидуализировать автомобиль и (или) существенно улучшить его динамические показатели, если речь идет еще и о доработке мотора. Спойлеры, "юбки", широкие бамперы - все это в большинстве случаев предназначено лишь для того, чтобы выделить автомобиль в потоке. О пользе, то есть уменьшении коэффициента аэродинамического сопротивления или снижении подъемной силы, говорить особо не приходится - главное, чтобы после тюнинга не стало хуже, чем до него. Именно поэтому, кстати, особо вычурные "обвесы" появляются довольно редко. Экспериментировать с размерами и формой элементов, влияющих на аэродинамику, решаются только серьезные ателье. Изменение облика автомобиля, пусть даже речь идет только о новом бампере, существенно влияет на его поведение на высоких скоростях - значит, нужны обязательные испытания в аэродинамической трубе. Большинство фирм, даже в Германии, позволить себе этого не могут и идут по пути наименьшего сопротивления и затрат: они создают комплекты обвеса, которые по общей архитектуре почти не отличаются от стандартного. То есть внешне машина выглядит по-другому, но при этом, если приглядеться, пропорции того же переднего бампера остаются неизменными. Так и поступила немецкая фирма WTS, когда разрабатывала "аэрокит" для Opel Calibra. Как видно на фотографиях, внешность машины облагорожена, но не более того. В отличие, скажем, от Zeidl - те бы наверняка не упустили возможность "обвесить" Calibra куда более основательно.

Но для наших условий, особенно это касается спортивных моделей, вопрос стоит ребром: либо очень круто, либо в какой-то степени удобно. Обратите внимание - передний бампер от WTS, как и стандартный, не имеет ярко выраженной "губы", которая как раз и является важным элементом, влияющим на аэродинамику. Чем ниже она опущена, тем сильнее "загребает" воздушный поток, поэтому снижается подъемная сила. Но только представьте себе, как с такой "губой" вы будете ездить по нашим дорогам. У нее есть все шансы остаться на асфальте после преодоления первых же трамвайных путей. Значит, это даже хорошо, что передний бампер "почти похож" на стандартный? Да! Во-первых потому, что его "цивильная" форма не сильно изменила облик автомобиля, и "тюнеры" обошлись без накладок на арки и прочих "аксессуаров". Поэтому если попадете в небольшую аварию и бампер окажется поврежденным, вы с легкостью сможете заменить его на стандартный - никакого диссонанса во внешний облик это не внесет. Это касается и остальных нестандартных элементов - они не настолько выделяются, чтобы их отсутствие бросалось в глаза.

То же самое можно сказать и о тюнинге ходовой части и мотора: чем меньше оригинальных деталей, тем лучше. В представленной на фотографиях Calibra все вроде бы сделано с умом, и это не может не радовать потенциального владельца. Над ходовой частью поработали основательнее, но очень "интеллигентно" - все оригинальные детали не ухудшили проходимости автомобиля и при необходимости могут быть заменены на стандартные. Хотя некоторые из них я, пожалуй, оставил бы. К примеру, тормоза. На тестируемом автомобиле спереди и сзади (!) установлены вентилируемые тормозные диски RS. В ходе повседневной эксплуатации, особенно при плохих погодных условиях, преимущества этих "наворотов" вы можете и не заметить, а вот при интенсивном вождении, особенно летом, вентилируемые диски способны продемонстрировать, что деньги потрачены не зря. Дело в том, что обычные диски, а уж тем более тормозные барабаны, после нескольких интенсивных торможений перегреваются и резко снижают эффективность работы - может показаться, что тормоза не "прокачаны". Педаль тормоза неожиданно уходит дальше, чем вы привыкли ее нажимать, а об эффективности торможения и вовсе говорить не приходится, поэтому нужно резко снижать темп. С вентилируемыми дисками такого не произойдет, а если и произойдет, то гораздо позже: надо очень постараться, чтобы перегреть такие механизмы, особенно на задней оси. Другая часть тюнинга ходовой части не так радует: для понижения центра тяжести установлены более короткие пружины, из-за которых дорожный просвет уменьшился на 1,5 сантиметра. Не смертельно, но при наших дорожных условиях лучше не рисковать.

Вполне естественно, что при таком тюнинге без внимания не оставлена выпускная система. "Прямоточник" от Steinmetz не только прибавил пару "л.с." мотору и облагородил его звук, но и украсил "корму" автомобиля. Его сдвоенные хромированные патрубки, уже частично и растерявшие свой лоск, однако производят должное впечатление на "чайников". Хотя главная "фишка", касающаяся мощности мотора, полностью скрыта от посторонних глаз. Чип в блоке управления впрыском был заменен на тюнингованный, что должно было бы обеспечить значительную прибавку в мощности при незначительной потере ресурса. В итоге, по заверениям немецких специалистов, сочетание "прямоточный глушитель + чип-тюнинг" должно было обеспечить мощность не менее 150 "лошадей". Правда, усилия, направленные на повышение мощности, в данном случае вызывают лишь усмешку: не проще ли было изначально купить 16-клапанную версию, а уже потом ее тюнинговать, получив таким образом 170-180 л.с?

СПРАВКИ "АГ":

В годы своего производства Calibra самим производителем позиционировалась на рынке не как "сумасшедшее" авто для любителей "пришпорить", а скорее как стильный двухдверный автомобиль для тех, кому обычная Vectra не нужна. Соответственно, и ходовые качества, и динамические показатели не поражали воображение. Базовая 2,0-литровая 115-сильная версия отличалась вполне умеренной (0-100 км/ч -10 с) динамикой, но в то же время, благодаря очень выгодной аэродинамике, могла разгоняться до более чем 200 км/ч. Версия 2.0-16V, двигатель которой развивал уже 150 "лошадей", в этом плане автомобиль более благодарный: 223 км/ч "максималка" и всего 8,5 секунды с места до "сотни". С этим же мотором можно было бы сочетать и полноприводную трансмиссию. Чуть позже появилась экстремальная версия Turbo с 204-сильным мотором, но объемы ее производства были скорее характерны для автомобилей ручной сборки. В конце 1992 года, одновременно с модернизацией модели Vectra, для Calibra были предложены более современные двигатели. В производстве остались те же две версии с 2,0-литровым мотором, только мощность 16-клапанной, в угоду экологам, была снижена до 136 л.с. Внешность осталась без изменений, а вот интерьер модернизировали: была немного изменена форма панели приборов, в "стандарте" стали устанавливать воздушную подушку безопасности, которая вмещалась только в новый, более "пухлый" руль. Еще через год появилась новая топ-версия - шестицилиндровая. Поперечно расположенный 2,5-литровый V6 развивал мощность 170 л.с., но реальной альтернативы эксклюзивной версии Turbo он составить не мог, т.к. мотор оказался слишком тяжелым для такой машины, да и "аппетит" у него был просто неуемный. Правда, эта версия была просто неподражаема в сочетании с "автоматом". Тяговитый и эластичный, шестицилиндровый мотор справлялся со своими задачами куда лучше, чем базовый 2,0-литровый. Автомобиль был снят с производства только в 1998 году, хотя даже в таком возрасте он составлял неплохую конкуренцию куда более "свежему" спортивному купе Opel Tigra.

* * *

Тюнингом Opel Calibra в Германии занимаются практически все специализированные фирмы. Во-первых, это самый красивый Opel последнего десятилетия, а во-вторых, шасси автомобиля выдерживает серьезные нагрузки без необходимости дополнительного усиления. "Мотористы", то есть те, кто занимается повышением мощности, тут особо не стараются - нет смысла создавать тюнинговый мотор на базе стандартного, получив из него "лошадей" 180-200, если гораздо проще и дешевле "трансплантировать" под капот стандартной Calibra, даже с передним приводом, 204-сильный мотор от версии Turbo. Который, кстати, простым чип-тюнингом или установкой буст-контроллера можно моментально превратить в 280- или даже 300-сильного "монстра". А вот с "обвесами" для этой модели ситуация гораздо интереснее. Приложить руку к созданию нового образа Calibra стремится каждый уважающий себя дизайнер, поэтому вариантов внешнего тюнинга для этой модели существует великое множество. Самый распространенный и "законный" - скромный обвес от Irmsher - "придворного" тюнингового ателье. Автомобили Opel с комплектом спойлеров от Irmsher, а это была не только Calibra, являлись единственными официально признанными производителем и даже реализовавались через фирменную торговую сеть с сохранением заводской гарантии. Другие "тюнеры", естественно, таких поблажек не имели, поэтому все остальные Calibra в тюнинге свою оригинальную внешность получали уже в "бэушном" виде. Соответственно, качество может быть похуже, или машина просто восстанавливалась вот таким оригинальным образом после аварии. Это не шутка - большинство автомобилей, по крайней мере в соседней России, получают тюнинг в ходе восстановления после ДТП. Не очень сильного, но когда поврежден бампер или фальшрадиаторная решетка, выгоднее действительно купить эти детали от известной тюнинговой компании.

* * *

Несмотря на то, что Opel Calibra - автомобиль немецкий и несет не себе эмблему известной автомобилестроительной компании из Германии, это спорткупе имеет все основания считать своей родиной Финляндию. Именно там, на знаменитом другими экслюзивными моделями, преимущественно кабриолетами, заводе Valmet собирались все автомобили Opel Calibra. Что, кстати, весьма положительно сказалось на имидже модели. Скандинавская сборка котируется выше, чем даже немецкая, и многие специалисты отмечали, что Calibra по качеству сборки значительно превосходит "родственную" Vectra. А секрет, точнее, причина переноса производства одной из самых популярных моделей из Германии в далекую Финляндию прост: сравнительно низкий объем выпуска спорткупе. Для крупного производителя, ведущего счет на миллионы экземпляров, какие-то 30-40 тысяч автомобилей в год - это так, капля в море, и строить новый завод, производить обучение персонала и закупать оборудование для такой модели никто не будет. Именно поэтому маркетологи Opel предпочли найти стороннего подрядчика в лице проверенного временем Valmet, который всегда "отвечал" за качество работ. Хотя знай немцы заранее, что Calibra будет таким бестселлером, от сотрудничества с финнами они вполне могли бы отказаться, т.к. в иные годы объем производства данной модели зашкаливал за 50 тыс. экземпляров, что очень много для спортивного купе.

МНЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦА:

Дмитрий, 19 лет:

Самая большая проблема автомобиля - его внешность. Она привлекает внимание и создает прецеденты. Едва завидев автомобиль в "обвесе" и на хорошем "литье", механики на СТО начинают заметно завышать цены на свои услуги, мотивируя это тем, что Calibra, дескать, спортивная машина и требует особого подхода. В остальном - высший класс!