Как выбрать из дорогих машин?
Но четко определиться получается далеко не у всех, большинство покупателей до последнего момента мечутся между несколькими вариантами, в который раз просчитывая все "за" и "против". И такие люди, как правило, покупают далеко не лучший вариант, которым впоследствии недовольны: ведь они, как оказывается, хотели совсем другого. К примеру, далеко не каждый из них затем может объяснить, для чего ему нужен был непременно климат-контроль и чем так не устраивал обычный кондиционер. Еще больше недоумевают покупатели в том случае, когда узнают, что вместо "климата" дешевле было доплатить за более нужные опции - такие, как подогрев зеркал заднего вида и подогрев передних сидений.
Опять же, оплачивая электропривод передних кресел, мало кто из покупателей задумывается на тем, как часто этот электропривод будет задействован. Если автомобилем пользуется один водитель, то данная опция активируется, как правило, один-два раза в год. То же самое можно сказать и про элекрорегулировку рулевой колонки, и про "память" сидений - такие "фишки" оправдывают себя только при регулярной смене водителей. Еще одна проблема - обслуживание автомобиля: две модели одного класса и примерно одинаковой стоимости в содержании могут сильно отличаться друг от друга. У одного дилера ТО нужно делать через каждые 10 тысяч километров, а у другого - только через тридцать тысяч, но стоимость посещения фирменной станции техобслуживания может быть примерно одинаковой. К тому же очень сильно может разниться и стоимость тех запчастей, которые попали в список "расходников": детали подвески, тормозные колодки и т.д. В итоге кто-то за год, накатав около 40 тысяч километров, потратит на содержание автомобиля двести долларов, заплатив только за ТО, а вот у другого владельца к тому времени на это же дело может уйти более пятисот долларов - на одни только ТО!
Есть и другие статьи расходов, на которые при покупке автомобиля можешь не обратить внимания. К примеру, октановое число бензина, рекомендованное производителем. Одни модели поставляются на белорусский рынок только после адаптации, которая помимо увеличенного дорожного просвета и усиленной подвески подразумевает еще и беспроблемную работу мотора на 92-м бензине, а другие автомобили ездят только на 98-м бензине. И при этом разница в динамических показателях обеих моделей либо отсутствует вовсе, либо очень незначительная. Но если подсчитать стоимость пробега в 20 тысяч километров на 92-м и 98-м бензине, то тут-то разница становится не просто заметной, а буквально бросающейся в глаза. Получится, что владелец "98-го" автомобиля при одинаковом километраже потратит денег почти в два раза больше. И это только один пример.
В общем, выбирать автомобиль нужно с умом, и притом с калькулятором. Подсчитать, прикинуть, пересчитать - только так можно выбрать автомобиль, о покупке которого жалеть впоследствии не придется. Исключением в данном случае можно считать только автомобили типа Alfa Romeo - их выбирают только сердцем, и редко кто считается в данном случае с расходами. Во всех остальных случаях рекомендация одна: считайте, считайте, считайте. И не слушайте, что советуют продавцы - у них работа такая, говорить то, что вы хотите услышать.
Проще всего определиться с классом автомобиля. Имея определенную сумму, можно примерно знать, на машину какого размера и с каким мотором можно рассчитывать. Правда, и здесь есть варианты: за одинаковую сумму предлагаются и базовые седаны среднего класса, и "навороченные" малолитражки, и самые доступные "паркетные" внедорожники. И что выбрать? Как показывает статистика, при таком варианте большинство выбирает автомобиль поменьше, но с большим пакетом оборудования - лучше ездить с комфортом, чем на "пустой" большой машине. К тому же впоследствии "пустые" автомобили продаются хуже: зачем нужен седан среднего класса без кондиционера и электропакета, если можно приобрести машину классом поменьше, но гораздо лучше укомплектованную.
Покупателю приходится учитывать и то, насколько его автомобиль подешевеет после нескольких лет эксплуатации: на 25 или 50%? Как правило, все модели одного класса и примерно одинаковой стоимости теряют в цене примерно одинаково. Но и среди них есть свои лидеры и аутсайдеры: автомобили экзотической конструкции, а также плохо представленные на белорусском рынке марки в цене теряют гораздо быстрее. Еще одна причина быстрого снижения цены - качество сборки самого автомобиля. Когда он новый, покупатель не имеет никаких проблем: если что, все ремонтные работы производятся по гарантии за счет производителя. Но когда гарантийный срок заканчивается, начинаются проблемы, так как все, что ранее ремонтировалось бесплатно, теперь стоит хороших денег - машина-то почти новая. Хотя есть марки, у которых даже посредственное качество сборки не становится причиной сильного снижения стоимости - это я опять все о той же Alfa Romeo. Но так происходит только с легендарными марками, у которых свой, особый круг покупателей. Еще особый случай - покупатели престижных "классовых" моделей, таких как Mercedes-Benz и BMW. Их клиенты четко знают, чего хотят, и редко обращают внимание на другие модели. Бывают даже такие случаи, когда "биммеры" заказываются еще до того, как машина начинает поставляться на белорусский рынок. Клиент просто прочитал о машине в газете и сказал себе: "Хочу!" И даже тот факт, что этот автомобиль он еще в глаза не видел, его это не смущает, единственное, что интересует такого покупателя, так это технические характеристики - чтобы все было "круто".
При покупке автомобиля, особенно нового и дорогого, потребитель просто вынужден ориентироваться только на ту информацию, которая предоставлена дилером конкретной марки. А каждый из них, дилеров, естественно, заинтересован в продаже своего автомобиля. Таким образом, сравнить несколько автомобилей одного класса, выяснить все варианты комплектации и технические данные клиент сможет только в том случае, если объедет все автосалоны и соберет прайс-листы на интересующие его модели. Но и это далеко не все. В каждом прайс-листе снизу есть маленькая пометка, где оговорена возможность изменения дилером цен и комплектации без предварительного уведомления. То есть за то время, пока вы объезжали всех дилеров, собирали всю нужную информацию и, тщательно взвесив и пересчитав все, наконец-то выбрали себе автомобиль, его цена может немного "подкорректироваться". Причин множество: изменение курса евро по отношению к доллару (или наоборот), общая корректировка цен производителем и т.д. В общем, хлопот в этом деле больше, чем кажется на первый взгляд. И, как показывает опыт, легче всего приобрести автомобиль тем, кто заранее определился, что ему важнее: управляемость, экономичность, динамика, вместительность, уровень расходов на содержание или степень адаптации для наших дорог. В этом случае все становится на свои места, так как каждая из моделей имеет свои "фишки": одна лучше "рулится", другая просто поражает экономичностью, а третья "делает" всех конкурентов по динамике и максимальной скорости. И выбирать в этом случае гораздо проще: "дайвер" предпочтет "рулежную" модель, а любитель путешествий - самую экономичную. Именно поэтому наряду с техническими данными, уровнем комплектации и стоимостью основных запчастей и расходных материалов мы публикуем краткий комментарий о каждой модели, основанный на наших впечатлениях после тестов.
Ford Mondeo. Самый "древний" автомобиль в этом обзоре - его дебют состоялся еще в 2000 году, в то время как все конкуренты, представленные в этом материале, дебютировали в 2001-2002 годах. Но с августа этого года дилеры начинают собирать заказы на Ford Mondeo 2004 модельного года - ее отличает обновленная внешность и слегка "подретушированный" интерьер еще более высокого качества сборки и материалов отделки. Несмотря на пристойный по современным меркам возраст, Ford Mondeo является одним из самых просторных автомобилей в своем классе - догнать его не могут даже более крупные модели. Он также является и самой "драйверской" моделью - управляемость "Мондео" достойна только восхищения. Чуткое рулевое управление, задняя подруливающая подвеска, "вкусные" переключения передач - в общем, Ford Mondeo, несмотря на имидж семейного автомобиля, очень понравится опытному водителю, который не прочь "отжечь" на свободной извилистой дороге.
В то же время Ford Mondeo не отличается ни жесткостью подвесок, ни повышенным расходом топлива - все ходовые качества удивительно сбалансированы. Автомобиль довольно комфортен, даже в дальней дороге: салон достаточно просторен для пяти пассажиров, а великолепная звукоизоляция "убивает" все шумы, идущие от дороги и мотора. Из достоинств этой модели также можно отметить низкую цену. Несмотря на внушительные внешние и внутренние размеры, "Мондео" стоит сравнительно недорого. Из недостатков - странноватый замок капота, прикрытый сдвигающейся фирменной эмблемой, который открывается только ключом зажигания.
Nissan Primera. Невероятно красивый автомобиль, особенно если вспомнить чрезвычайно "серый" Nissan Primera предыдущего поколения. Внутри также необычайно интересен: панель приборов находится в центре, а не перед водителем. Но по ходовым качествам автомобиль ничем не выделяется: шасси довольно посредственно настроено. К тому же на скорости порядка 90-100 км/ч в салоне отчетливо слышен аэродинамический шум в районе передних боковых стекол, а у универсала - еще и в районе заднего стекла. Правда, Nissan Primera является лидером по оснащению: в нем есть практически все, что можно представить в современном автомобиле. Даже видеокамера заднего хода!
Mazda 6. Один из самых сильных игроков в среднем классе. Именно Mazda 6 заняла второе место на конкурсе, лишь немного уступив Renault Megane II. По ходовым качествам этот автомобиль стоит лишь на полступеньки ниже "Мондео" - шустрая и динамичная Mazda с легким и чувствительным рулем очень понравится активным водителям. Салон меньше, чем у "Форда", но больше, чем у "Опеля" и "Ниссана". Автомобиль продается только в адаптированной версии, которая отличается от европейской увеличенным дорожным просветом, усиленной подвеской, двухсторонним никелецинковым покрытием и аккумуляторной батареей повышенной емкости. Из недостатков - немного шумноватый на высоких оборотах мотор и жестковатая (адаптированная) подвеска.
Citroёn C5. Пожалуй, самый роскошный автомобиль в этом обзоре. Не в смысле комплектации, а в смысле представительности внешнего вида - ну прямо "скромное очарование буржуазии". По ходовым качествам эта модель, оснащенная гидропневматической подвеской, не догоняет Ford Mondeo - "Ситроен" скорее понравится спокойным водителям. Салон не самый просторный, хотя у С5 внутри просторнее, чем у "Премьеры". Citroёn C5 отличает прежде всего интересный дизайн, а по всем остальным параметрам он не особо выделяется среди конкурентов. Разве что фирменная подвеска ставит его "выше" - при необходимости водитель С5 может изменять дорожный просвет.
Opel Vectra. Один из самых доступных автомобилей среднего класса и в то же время один из самых симпатичных. Модель отличается хорошо сбалансированным шасси, а также весьма солидным интерьером - чувствуется немецкий стиль. Комплектация, правда, у базовой версии слабовата, но зато даже при полном пакете оборудования Opel все равно наверняка окажется дешевле многих конкурентов.
Антон ПАВЛОВ и Сергей МИЦКЕВИЧ