Вторй эшелон
Рыночный сектор, в котором находятся и Toyota Carina Е, и Ford Mondeo, выглядит чрезвычайно пестро. Здесь же присутствуют Audi 80/A4, BMW 5-й серии, Mazda 626, Mercedes 190/ C-класса, Opel Vectra, Peugeot 405, VW Passat и другие достойные соперники. Попробуйте-ка посоревноваться с такими "ассами". По ряду причин Carina Е и Mondeo в лидеры своего сектора не выбились, оставшись, по большому счету, в роли автомобилей "второго эшелона" - уже не экзотика, но привлечь могут только, главным образом, поклонников марки.
TOYOTA CARINA E
Дебют последнего поколения Carina, а автомобили с таким названием сходили с заводского конвейера Toyota более 30 лет, состоялся в феврале 1992 года. Carina E является логическим продолжением своих предшественниц, однако серьезные отличия во "внешности" и интерьере, богатое оснащение превратили этот автомобиль в чуть ли не японский "мерседес", хотя такая аналогия возникает обычно при упоминании о другом брэнде, принадлежащем корпорации Toyota - Lexus. И в плане надежности Carina Е на долгие годы зарезервировала за собой место лидера среди автомобилей среднего класса в самых различных западных рейтингах. Лишь Mazda 626 да Mercedes C-класса смогли вплотную подобраться к показателям Carina Е по малому числу неисправностей в эксплуатации.
Кузов Carina E полностью оцинкован, и это еще один плюс в актив "японки". Кстати, в свое время мне представилась уникальная возможность убедиться воочию в эффективности заводской защиты Toyota, заглянув внутрь лонжеронов и порогов в то время четырехлетней Carina E. Понятно, что провести такой "досмотр с пристрастием" без специального оборудования невозможно. Спасибо антикоррозийному центру Dinitrol на ул. Харьковской, 4 - помогли. Так вот, при осмотре выяснилось, что в закрытых полостях кузова, наиболее уязвимых в любом автомобиле в отношении коррозии, не было даже намека на ржавчину!
Все двигатели, а это различные по мощности модификации бензиновых моторов объемом 1,6 1,8 и 2,0 литра и 2-литровый дизель, достаточно надежны. Правда, ожидать высокую долговечность, учитывая специфику отечественной эксплуатации, следует от самых "спокойных", нефорсированных версий. В этой связи очень привлекательно выглядит дизель Toyota, который полностью опровергает расхожее мнение, что японские дизели, в отличие от немецких, весьма привередливы к качеству топлива. Не уступают в надежности силовым агрегатам и пятиступенчатая механическая коробка передач или четырехступенчатый "автомат".
Нет, разумеется, без "ложки дегтя" не обошлось. В случае с Carina E наибольший урожай неисправностей приходится на системы энергоснабжения и запуска. Вероятны вопросы по аккумулятору, стартеру, а система зажигания чувствительна к попаданию влаги. Есть претензии к системе вентиляции и обогрева салона, но не в плане надежности, а из-за невысокой эффективности работы, что немаловажно, учитывая, до какой отметки может опуститься столбик термометра в наши трескучие морозы. Еще отметим невысокую долговечность тормозных колодок и дисков, но тут многое зависит от манеры вождения каждого конкретного водителя. Однако все эти неприятности выглядят сущими пустяками по сравнению с обширными списками отказов, имеющимися у многих конкурентов Carina Е. Словом, Carina E как раз тот автомобиль, который не будет лишний раз напоминать владельцу о своем существовании досадными поломками.
Почему же машина, имеющая столько плюсов, так и не стала в Беларуси достойной альтернативой немецким Audi 80, Opel Vectra и даже другой "японке" Mazda 626? Во-первых, Carina E при прочих равных условиях предлагают по более высокой цене, что при дефиците наличности в кошельках белорусов нередко решает вопрос не в ее пользу. Во-вторых, устранение неисправностей, пусть и достаточно редкое, встанет владельцу Carina Е в копеечку, поскольку при всем желании запасные части к этому автомобилю недорогими и недефицитными никак не назовешь. Наконец, слишком живучим оказалось сложившееся в Беларуси и, надо сказать, отчасти справедливое (правда - в отношении "японцев", выпущенных до начала 1990-х годов) мнение, что они ориентированы на первого владельца и были хороши, пока оставались относительно новыми и до первой неисправности, а в разряде подержанных могут поставить своего хозяина в безвыходную ситуацию. Carina E, увы, сломать это мнение в свою пользу пока не удалось.
FORD MONDEO
Ford Mondeo появился в 1993 году как замена хорошо зарекомендовавшей себя, но морально устаревшей Sierra. Тогда же Mondeo был признан специалистами "Лучшим автомобилем года", получив тем самым неплохой аванс на безоблачное будущее.
Mondeo задумывался конструкторами как всемирный автомобиль. Следовательно, об индивидуальности и дизайнерских изысках здесь не могло быть и речи. Машина должна была понравиться самым разным водителям, поэтому в отличие от Sierra, которая в свое время из-за необычной "внешности" была категорически не принята многими автомобилистами, стайлинг Mondeo приметным никак не назовешь. К сожалению, невзрачный дизайн не только оказал Mondeo медвежью услугу во время дебюта на европейском рынке - оглушительный успех, о котором скромно мечтали разработчики "Лучшего автомобиля года", так и остался мечтой, но и нынче мешает продвижению автомобиля в Беларуси. Не случайно, что модернизация, которой Mondeo подвергся в сентябре 1996 года, была радикальной, но коснулась не техники, а в первую очередь внешнего вида (от предыдущего кузова остались только двери и крыша).
Между тем, если разобраться, Mondeo не имеет ни одного существенного недостатка. Автомобиль показал себя достаточно стойким по отношению к коррозии. Двигатели надежны, хотя в отличие от моторов Carina E более требовательны к качеству топлива и смазочных материалов. Типичных неисправностей немного, впрочем, по надежности Mondeo все же уступает Carina E. Возможны: прогорания прокладок выхлопного коллектора, выходы из строя генераторов, указателей количества топлива в баке, поломки выключателей освещения и системы вентиляции салона. Проблемной и капризной показала себя система зажигания. По-прежнему, как и на Sierra, есть вопросы с пластмассовыми деталями, которые имеют свойство коробиться, растрескиваться, отламываться.
По субъективным ощущениям Mondeo на ходу лучше Carina E. По крайней мере, если говорить о двигателях объемом 1,6 л (технические характеристики машин с этими моторами приведены в таблице), то Mondeo лучше тянет на "низах", что особенно ценно при городской эксплуатации. Опять же Ford послушнее рулю и увереннее держится в поворотах, чем Toyota. Однако Mondeo, более широкий и имеющий большую, чем у Carina E, колесную базу, при плотной загрузке пятью пассажирами оказывается тесноватым на задних сиденьях - если для коленей места достаточно, то в плечах явно не хватает, а ручную кладь в салон и вовсе не положишь (этот недостаток был частично исправлен после рестайлинга 1996 года: салон нового Mondeo получил измененные передние сиденья, которые гарантируют задним пассажирам дополнительные 40 мм пространства).
Пожалуй, и в плане ремонтопригодности у Mondeo преимущество перед Carina E. Правда, хотя запасные части дефицитом не являются, однако оригинальные узлы недорогими никак не назовешь.
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ
Если посмотреть, как изменилась ситуация на белорусском рынке подержанных автомобилей за последние год-два, то окажется, что число предлагаемых на продажу Carina E и Mondeo увеличилось. Одновременно - закономерный процесс - снизились цены, хотя разница в стоимости, существовавшая и прежде, осталась. Остановив выбор на Mondeo, можно сэкономить энную сумму, однако этот автомобиль обесценивается особенно быстрыми темпами. С одной стороны, это не может не радовать многочисленных владельцев Ford Sierra, которые уже задумались о замене машины, но с другой - в то же время показывает, что Mondeo не является выгодным вложением капитала.
Однако прежде чем решить, на какой из автомобилей потратиться, надо разобраться еще вот с чем. Carina E и Mondeo все же очень разные. На мой взгляд, Carina E больше подходит активному деловому человеку при деньгах - ему надо много ездить и некогда заниматься самим автомобилем. Дорестайлинговый Mondeo - типичный образец машины для семьи со средним достатком, в которой папа "рулит", а в свободное от "руления" время может заняться поиском недорогих запчастей, дешевого автосервиса, а то и сам в целях экономии - покрутить разные там винтики-гаечки.
Сергей БОЯРСКИХ