Автомобиль, с которым не соскучишься
А ведь и действительно, что это мы все про "мерседесы", "мазды" и "фольксвагены". Давайте уж, ради разнообразия, поговорим и о российских "мустангах". Только непонятно, зачем сравнивать "девятку", как того желает наш читатель, с иномарками, если и на фоне автомобилей других российских производителей продукция ВАЗа выглядит не так уж безукоризненно. По комфортабельности, хочешь не хочешь, а надо признать, что ВАЗ-2109 уступают и "Волгам", и АЗЛК-2141, а по маневренности в стесненных условиях - "Таврии". И подвеска у "Волг", пожалуй, лучше будет. Впрочем, репутация автомобилей из Тольятти в глазах отечественных автомобилистов достаточно высока, хотя о конкуренции с машинами западного производства можно говорить только в плане низкой стоимости как самого автомобиля, так и его запасных частей.
ПОКУПАЕМ, ИЛИ КАК МНОГО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ...
Можно осмотреть хоть сотню автомобилей - новых и подержанных - и все равно никто не даст гарантии, что будет куплена качественная машина. У "девятки" существует ряд характерных дефектов, но, кроме этого, каждый экземпляр по отдельности хранит в своих недрах присущую только ему "изюминку", которая обязательно проявит себя, и, как правило, в самый неожиданный момент.
Года три назад прокуратура Самарской области проводила проверку АвтоВАЗа на предмет соблюдения российского закона о защите прав потребителей. Оказалось, что каждая четвертая из обследованных новых машин - бракованная и требует существенной доработки. Надеяться, что сегодня на Волжском автозаводе процесс изготовления автомобилей кардинально изменился, могут только очень наивные люди. За примерами далеко ходить не будем, а позволим себе процитировать наших коллег из журнала "За рулем", редакция которого недавно приобрела для собственных нужд новый ВАЗ-21093.
На первой же кочке еле слышно щелкнул плохо подогнанный замок, и пятая дверь под действием мощных газовых амортизаторов гостеприимно взмыла вверх. Пришлось регулировать замок прямо на дороге. Оказалось также, что колеса не отбалансированы - на 90 км/ч руль буквально выпрыгивает из рук. При проверке СО прибор показал 7%, а вентилятор системы охлаждения включается слишком поздно, когда охлаждающая жидкость почти кипит. Кроме этого:
1. Модуль зажигания вышел из строя через несколько тысяч километров. Прокладка коллектора прогорела из-за недотянутых гаек. Топливные шланги и электропровода трутся о соседние детали и узлы;
2. Низкое качество окраски дверных ручек;
3. Не закреплены внутренние облицовки боковых зеркал;
4. Загибаются уплотнители при опускании стекол;
5. Большие зазоры между кузовными деталями;
6. Дребезжат панель приборов и обивки дверей.
Мы часто берем на тест новые автомобили. Правда, это обычно иномарки, и чтобы сразу на одной, отдельно взятой машине столкнуться с таким количеством недостатков - не припоминаем. Впрочем, был случай! Года полтора назад на редакционный тест попал ВАЗ-2111 - новейший тогда вазовский "универсал" на базе "десятки". О том, что на машине с тридцатикилометровым пробегом пришлось "ловить" заднюю передачу, упомянем вскользь - эта проблема, связанная с неудачной конструкцией узла переключения передач, хорошо известна и многим владельцам ВАЗ-2109. Куда более интересным оказался почти анекдотичный эпизод с колесными колпаками, которые, будучи надетыми, давили на ниппельный сосок и таким образом стравливали из колеса воздух. Причем повторить этот "фокус" руками нам, как ни старались, не удалось - нужен "фирменный" инструмент, коим колпак и являлся.
ЭКСПЛУАТИРУЕМ, ИЛИ ТОЛЬКО НИЗКОЙ ЦЕНОЙ КОНКУРЕНТОВ НЕ ОДОЛЕТЬ
Силовые агрегаты ВАЗ-2109 - 1,1 л/54 л.с., 1,3 л/63 л.с. и 1,5 л/72 л.с. - безусловно, прогрессивнее моторов, которые изготавливались на Волжском автозаводе по фиатовской лицензии конца 60-х годов. Бичом двигателей старых "Жигулей" был механизм газораспределения, в частности его распределительный вал. Стук клапанного механизма, изредка встречающийся и на "Самарах", теперь, как правило, обусловлен радиальным люфтом какого-нибудь толкателя в гнезде головки. Дефект этот неустраним, но, главное, для двигателя он практически безвреден.
Тем не менее силовым агрегатам "девяток" далеко до той надежности, которую демонстрирует большинство иномарок. С чего начнем? Да хотя бы с неудачной конструкции крепления двигателя, нередко приводящей к разрушению нижней поперечины моторного отделения.
Досаждают карбюраторы типа "Солекс": негерметичность диафрагмы мощностного экономайзера, засорение жиклера холостого хода и распылителей ускорительного насоса, отказы ЭППХ. Между тем слишком часто снимать карбюратор для обслуживания не желательно: не блещет надежностью крепление к карбюратору корпуса воздухоочистителя - рано или поздно шпильки крепления будут вырваны или начнут самопроизвольно отворачиваться.
Не дают расслабиться течи масла из-под клапанной крышки головки по фланцу крепления бензонасоса. Более того, к 120-130 тыс. км пробега двигатель может "потеть" почти по всем стыкам.
Через 40-50 тыс. км пробега следует ожидать, что потеряют эластичность и начнут лопаться шланги системы охлаждения. Кроме того, возможно появление трещин на корпусе расширительного бачка. Чаще всего эти отказы происходят зимой. И круглогодично надо ожидать неприятных сюрпризов от термостата. Если двигатель внезапно закипел, проверьте на ощупь блок цилиндров и радиатор. Большая разница в температурах между этими узлами укажет, что термостат заклинило, и охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу.
Глушители со временем не только прогорают, но и разбалтываются по причине ослабления резиновых подушек крепления. Некоторые автолюбители надевают на глушитель отслуживший воздухофильтр. Не рекомендуем, поскольку выхлопная система продолжает вибрировать, и замены деталей крепления на новые все равно не избежать.
Немало хлопот доставляет электрооборудование из-за частой потери контактов в клеммных соединениях. Не исключены неприятности с блоком предохранителей. Расположен блок неудачно, и вокруг него постоянно что-то скапливается: снег - зимой, грязь и вода - в любое время. В результате коррозируют клеммы и проводка. Кроме того, неприятные сюрпризы можно ожидать от датчика электровентилятора системы охлаждения, отказ которого чреват перегревом двигателя. Ненадежны регулятор напряжения, компоненты системы зажигания, насос омывателя, стеклоочиститель, звуковой сигнал, стартер... Словом, электрооборудование - несомненный рекордсмен в плане всевозможных подвохов в эксплуатации.
За кузовом придется следить - по коррозийной стойкости ВАЗ-2109 выглядит лучше других автомобилей российского производства, но уступает большинству иномарок. Удручает качество уплотнителей остекления, через которые в салон нередко проникает вода.
Сцепление "Самары", особенно на модификациях с 1,5-литровым двигателем, недолговечно. Не удивляйтесь, если после 20-30 тыс. км интенсивной эксплуатации в городе окажется, что ведомый и нажимной диски износились до предела. На автомобилях, выпущенных до 1994 года, возможны обрывы троса привода сцепления.
Не назовешь беспроблемной и ходовую часть. Быстро изнашиваются подшипники ступиц, сайлент-блоки, наконечники рулевых тяг, требуют постоянного контроля чехлы ШРУСов и кронштейны крепления тяг подвески (здесь могут появляться трещины).
Далеко до идеала тормозной системе "девятки", и особенно наихудшие свойства тормозов проявляются при замедлении с высокой скорости. В самом начале торможения вроде бы все нормально, но затем эффективность работы тормозов снижается, потому что по мере нагрева накладки теряют свои антифрикционные свойства. Об этой проблеме знают все, в том числе и на ВАЗе. Во всяком случае, ВАЗ-2110 получил вентилируемые диски, но с применением такого же решения на "Самарах" заводчане не торопятся. А жаль - известны случаи, когда при резких торможениях со скоростей свыше 130 км/ч передние тормозные накладки вовсе рассыпались в прах.
На таком фоне грубая отделка, большие зазоры между кузовными панелями и элементами интерьера, гремящий на ходу пластик кажутся мелочами, о которых не стоит и упоминать.
ВАЗ-2109/099 считаются удобными в обслуживании и ремонте. Но вот такой факт: чьи-то "светлые головы" на ВАЗе в 1988 году решили, что омедненные стальные гайки будут лучше крепить приемный коллектор выхлопной системы вместо прежних - латунных. С тех пор замена прокладок коллектора превратилась в одну из самых "веселых" ремонтных операций. Хватает года эксплуатации, чтобы гайка намертво "пригорела" к шпильке, и сломать ее при отворачивании гайки проще простого.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ПОПУЛЯРНОСТИ
И все же по ряду причин ВАЗ-2109/099 пользуются в Беларуси определенным спросом, а уж про чрезвычайную популярность в России и говорить не приходится. К сожалению, у этой популярности есть другая сторона. Во-первых, автомобили семейства входят в число наиболее угоняемых. Во-вторых, многие ходовые запчасти "девяток" - самые распространенные подделки. Похоже, сегодня у наших восточных соседей подделыванием деталей и узлов для "Самар" (и, заметим, других моделей, производимых на Волжском автозаводе) не занимаются только ленивые. Поэтому не советуем особенно обольщаться как по поводу кажущегося изобилия запчастей, так и в связи с их низкими ценами.