Opel Zafira: семеро по лавкам
Выход из этой ситации предложили создатели популярного нынче класса минивэнов. На рынке все чаше стали появляться семи-восьмиместные модели различного "калибра", которые ни по ходовым качествам, ни по уровню комфорта, ни по стоимости содержания не имеют больших отличий от привычных легковушек. Правда, до недавнего времени два-три дополнительных места в салоне имели только сравнительно крупные модели минивэнов вроде Renault Espaсe, а у "мелких" были лишь чуть более просторные, но все равно по-прежнему пятиместные салоны. С появлением на рынке Opel Zafira, первого самостоятельно разработанного этой фирмой компактного однообъемника, и эта мечта стала реальностью. Теперь в автомобиле с габаритами гольф-класса тоже можно перевозить семерых пассажиров!
Ходят слухи, что несколько лет назад, в момент дебюта Opel Zafira, один из крупных немецких производителей приостановил разработку своей семиместной модели. Почему? Потому что, по мнению этого самого производителя, его однообъемная модель еще на стадии разработки по многим ключевым параметрам проигрывала революционной Zafira. Естественно, проверить, насколько эти слухи соотвествуют действительности, сейчас невозможно: никто из грандов мирового автомобилестроения никогда в жизни не признается, что в какой-то момент он был слабее конкурентов. Тем не менее, познакомившись с Zafira поближе, начинаешь понимать, что данное событие вполне могло быть реальностью, т.к. опелевский однообъемник действительно поражает обилием нетрадиционных конструкторских решений. И главное среди них - уникальная конструкция складывающихся сидений третьего ряда. Такого еще не было: семиместная модель имеет огромный багажник, может перевозить либо пять, либо семь пассажиров, при этом дополнительные, чаще всего пустующие, кресла никогда попусту не занимают багажный отсек. Как? Вот это и есть главный секрет Opel Zafira...
Еще на стадии компьютерной проработки интерьера будущего автомобиля конструкторы столкнулись с одной серьезной проблемой: они во что бы то ни стало хотели сделать автомобиль семиместным, но при этом традиционные схемы расположения кресел их явно не устраивали. Дело в том, что однообъемные модели, имеющие два дополнительных места, обладают одним существенным недостатком. Дополнительные кресла (весьма громоздкая и тяжелая конструкция) занимают слишком много места в багажном отсеке, значительно снижая грузоподъемность автомобиля. Опять же, если их демонтировать и оставить дома, однообъемник автоматически превращается в пятиместный автомобиль, а в случае необходимости перевозки дополнительных пассажиров водителю сначала придется вернуться домой за креслами. Обратная ситуация: вы сделали покупку в магазине, и при наличии дополнительных кресел ваш новый телевизор или холодильник не поместится в багажник. Что делать? Либо заказывать доставку на дом, либо оставить дополнительные кресла на парковке супермаркета...
А если серьезно, то проблема наличия/отсутствия дополнительных кресел в салоне, а также их реальный КПД давно волновал всех создателей автомобилей повышенной вместимости. И если конструкторам "динозавров" минивэновского движения (Renault Espaсe или Chrysler Voyager) отчасти помогают габариты самих автомобилей, которые позволяют вместить огромное количество груза даже при наличии всех сидений, то владельцы более "мелких" однообъемников выкручиваются кто как может. Здесь каждый выбирает для себя, что для него важнее: комфорт "дополнительных" пассажиров, объем багажника или возможности трансформации салона. Если сделать кресла третьего ряда большими и комфортабельными, приспособленными для длительного путешествия, то они будут занимать практически весь багажник, да к тому же и весят прилично - для их демонтажа придется вызывать бригаду грузчиков. Если же, наоборот, "галерка" в автомобиле будет "условной", то есть кресла будут занимать минимум места, они не смогут обеспечить должного комфорта, но тогда данную модель никто и никогда не будет рассматривать в качестве семейной. Третий же вариант, это когда дополнительные кресла были бы в равной степени и комфортабельными, и компактными, до недавнего времени существовал лишь в проектах. Но так было только до появления Opel Zafira - первого в истории фирмы однообъемника собственной разработки, имеющего семь полноценных пассажирских мест.
"Хм, наверное, в автосалоне что-то перепутали, и нам на тест достался пятиместный автомобиль", - первым делом подумал я, открыв багажник серебристой Zafira. Багажник как багажник, и никаких дополнительных кресел в нем не было - я даже заглянул под коврик, надеясь увидеть там два "карликовых" кресла, но моему взору открылся ровный пол багажного отсека. Я уже было повернулся к коллегам из "Автопанорамы", дабы возмутиться, почему менеджер из "РМ Маркет", демонстрировавший оператору салон автомобиля, сказал: "А теперь я покажу вам, как раскладываются дополнительные кресла". И с этими словами он направился в мою сторону. Нажав клавишу сбоку, он отодвинул вперед средний ряд сидений, затем, подняв коврик на полу багажника, потянул за специальную петлю и... Все, Zafira стала семиместной! Можно посадить еще двух пассажиров, причем место для багажа осталось еще довольно много - как в багажнике у малолитражки-хэтчбека. Средний ряд сидений двигается взад-вперед на салазках и может быть зафиксирован в любой позиции - значит, есть возможность варьировать степень свободы пассажиров последнего ряда. Если на "галерке" будут сидеть дети, средний ряд можно придвинуть почти вплотную - им места и так хватит. Если же, наоборот, сзади поедут взрослые, то выдвинув средний диван примерно на середину, можно получить одинаковый запас пространства для ног пассажиров последнего и среднего рядов. Единственное, что будет смущать "задних" - высокий пол, который заставляет сидеть задрав ноги. К тому же на полу перед задними креслами нет никакого коврика, топтаться приходится прямо по велюру, которым обшит весь салон. Зато, и это очень большое преимущество перед конкурентами, дополнительные кресла в Zafira можно раскладывать раздельно. Каждое из них имеет свой механизм фиксации, позволяющий получить гораздо большее количество вариантов трансформации салона. Опять же, складывая задние кресла, вы избавлены от "черной" работы - не нужно снимать подголовники, ничего не приходится отвинчивать и т.д. В общем, за эргономику салона Zafira можно смело ставить "пять с плюсом".
Впрочем, точно такую же оценку можно поставить и за все остальное - за качество отделки, за пространство в салоне, ходовые качества, экономичность и управляемость. Да что там говорить, использование легковой платформы, а Zafira сделана на базе популярной модели Astra, позволило немцам сравнительно недорого и в кратчайшие сроки разработать серьезную модель без "детских" болезней. Двигатели, агрегатная база, многие другие компоненты в Zafira идентичны таковым в массовой Astra, которая, кстати, выпускается уже довольно долго. А это значит, что никаких прецедентов (отзыва некоторых моделей на доработку) от Zafira ожидать не придется. Что же касается непосредственно динамики и управляемости, то это, наверное, единственный автомобиль, на котором я поездил, но не составил о нем никакого мнения: просто хороший, качественный и добротно сделанный минивэн.