Мировая «разборка» в домашней атмосфере

Самолет до Вены, вереница новеньких Шкод разных моделей и мастей на стоянке... Нам предстоит проехать 200 километров по территории аж трех европейских стран (Австрии, Словакии и собственно Чехии), и мы окажемся в моравском Злине. В отличие от многих чешских городов, несмотря на достаточно древнюю историю (первое упоминание — 1332 год), Злин не может похвастаться средневековыми достопримечательностями. Это промышленный город, доминантой которого является не какой-нибудь замок, а местный «небоскреб», который, пожалуй, будет пониже многих московских жилых домов.

Зато в Злине есть ралли! Проходит оно уже более четырех десятков лет и давно переросло не только границы Моравии, но и всей Чехии в принципе. Barum Czech Rally Zlin с появлением относительно молодой серии Intercontinental Rally Challenge (IRC) стало полноценным этапом этого международного соревнования. А нынешняя 41-я по счету гонка и вовсе объединила в себе сражения за призы и очки IRC, Чемпионата Европы и, естественно, — национального чешского чемпионата. 120 машин на старте, и это — не считая отдельной «гонки в гонке» для автомобилей «исторического» зачета!

Любви чехов к ралли вообще поражаешься! Не самая крупная страна, а и экипажей более чем достаточно, и пилоты — на международном уровне. Чешские раллийные сайты — одни из самых продвинутых в Европе. Многие болельщики предпочитают именно тут, а не на официальных сайтах, смотреть онлайновые результаты этапов чемпионата мира. Чешские раллийные фотографы и журналисты — одни из самых активных. Чешские болельщики... О-о! Конечно, они еще вряд ли готовы соперничать с норвежскими фанатами Петтера Сольберга или болеющими за самых разных своих пилотов финнами. Но в восточной Европе, пожалуй, именно чехи — завзятые (чтобы не сказать «отмороженные») поклонники раллийных соревнований. Тем более, что им есть, за кого поболеть. Казалось бы, скромная и типично «социалистическая» во времена оные марка Skoda может похвастать многолетней гоночной историей. А попав под крыло Volkswagen, она заметно встряхнулась: прогресс серийных машин — налицо, ну а гоночная «зеленая стрела» вышла в лидеры по подготовке техники для ралли самого разного уровня. Главный «бестселлер» — Fabia Super-2000, в прошлом году прошедшая обновление до «второй эволюции», разлетается как горячие пирожки: по три десятка «клиентских» автомобилей в год, что по спортивным меркам — очень немало. С учетом того, что дешевым автомобиль категории S2000 не может быть по определению (цена такой техники — 250-300 тысяч евро за штуку), — это колоссальный успех. И пришел он отнюдь не случайно. «Супер-Фабия» действительно получилась «победоносной». Конечно, их основные соперники по IRC — Peugeot — не имеют полноценной заводской команды, и уже в силу этого уступают. Но ведь и на стороне французов серьезные профи: их гоночной программой занимается команда Kronos — один из сильнейших в мире коллективов. К тому же успехи Шкод отнюдь не ограничиваются серией IRC, в других гоночных сериях эти машины получают все большее признание. Например, они стали основным оружием в недавно появившемся зачете чемпионата мира SWRC.

Ну а в Злине в «домашней» гонке шансы пилотов Skoda Motorsport (и без того достаточно высокие) практически стремятся к максимуму. Пусть победитель последней гонки в Монте-Карло Бриан Баффье и восходящая бельгийская звезда Тьерри Невилль очень хороши. Да и Гай Уилкс, хоть порой и огорчает нестабильностью — опытен и силен. Но на стороне «зеленой стрелы» все-таки и местный Ян Копецки, и опытнейший и быстрейший Фредди Лойкс, и лидер нынешнего сезона Юхо Хяннинен, который практически расстался со своим статусом специалиста лишь по гравийным гонкам, став за последние сезоны по-настоящему универсальным пилотом. А подспорье этого звездного трио — еще одна восходящая звезда мировых ралли Андреас Миккельсен и опытнейший (и тоже местный) Роман Креста. В общем, тот самый случай, когда Skoda просто обязана взять свое — и числом, и умением.

Со старта все к тому и шло. Кстати, старт в Злине, а вернее — «суперспешиал», — это отдельное событие. И не только в смысле расписания (он проходит вечером пятницы, и в первый день — это единственный участок). По зрелищности «Суперспешиал» на Barum Rally, пожалуй, сопоставим только с «Циркус Максимус» в Триере на немецком этапе WRC. Но там действо вокруг древних ворот Порто Нигра проходит днем. А здесь три трехкилометровых круга по городу с проездом по эстакаде над железной дорогой, пересечением переезда через нее же уже «по земле» (ну — с учетом профиля дороги — практически по воздуху) традиционно проходят ночью. Спецэффекты в виде ослепительных «люстр», раскаленных докрасна тормозов, искр, высекаемых при контакте чем-либо с асфальтом, — естественный антураж. А городской ландшафт делает вместимость «естественных трибун» просто огромной! Весь центр города забит болельщиками до отказа. Старт ралли фактически превращается в народное гуляние. Триумфаторами и главными героями которого в итоге стали именно четыре экипажа Шкод.

Но ударные силы Peugeot показали, что не собираются сдаваться без борьбы уже с самого утра второго дня, когда началась не показательная, а полноценная гонка. В то время как захвативший было лидерство Хяннинен потерял секунды из-за дисбаланса колеса, и лучшее время на утреннем допе показал Уилкс. Еще один доп выиграл Баффье. Но стан «львов» в то же время понес потери: эффектный «краш-тест» устроил своему Peugeot 207 S2000 Павел Валоушек. Пришлось даже останавливать спецучасток. К счастью, с экипажем все обошлось.

К середине первого дня в лидеры все-таки вырвался именно тот, от кого этого ждали три сотни тысяч болельщиков, — их любимец Ян Копецки! Любопытно, что второе место занял вовсе не кто-то из признанных асфальтовых асов, а норвежец Миккельсен, оттеснивший и Уилкса, и Баффье. Впрочем, все лидеры шли очень плотно: когда первая шестерка мчится по далеко не идеальному асфальту трассы с суммарной разницей между пилотами 15-20 секунд, то поменяться может все и в любой момент. И вот к концу дня на второй позиции — уже Хяннинен, а норвежский пилот откатывается на две минуты назад из-за пробитой покрышки. По большому счету, именно к концу первого дня определилась та группа, которая впоследствии должна была решать судьбу наград. Копецки, Хяннинен, Лойкс и Баффье уложились в 23,5 секунды, а следом за ними образовалась уже более чем минутная «подушка безопасности». А лучшими среди остальных шли Уилкс и Невилль (успевший совершить «прогулку» по чешской траве и закончивший день с сильно видоизмененной передней частью машины), но их шансы на подиум могли быть реальны только в том случае, если кому-то впереди не повезет.

И прямо с утра заключительного дня показалось, что такой поворот событий вполне возможен! Копецки вынужден замедлиться — на его «Фабии» ломается гидроусилитель руля! А тот, кто был больше всего настроен на контратаку — Баффье, — вылетает с трассы. Но если для чеха проблемы вылились лишь в потерю секунд, и небольшой запас оказался все-таки достаточным, то для француза оторванное при ударе о камень колесо означало уже сход. Перед заключительной секцией накал борьбы за победу достиг апогея. Всего лишь секунда оставалась Лойксу до Копецки, еще в 9 секундах позади — Хяннинен!

Надо отметить, что во многом судьба гонки решалась на сервисе. Именно оперативный ремонт и настройки машин играли важную роль. А на Barum Rally сервис — весьма своеобразен. Он представляет собой «раллийную улицу» на границе промзоны. Расположения команд вытянулись в линию почти на километр. И даже в то время, когда машины находятся на трассе, здесь кипит жизнь, здесь зрителям есть на что посмотреть и чем заняться. Помимо традиционных магазинчиков с сувенирами, книгами, видео- и фотоматериалами, здесь нашлось место и для самых разных развлекательных мероприятий. Команды вовсю отрабатывают обязательства перед спонсорами, организуя стенды, где проходит раздача сувениров. Отдельная тема — девушки-модели, которых приглашают многие. Славянские красавицы легко затмят своим обликом любых «шоу-герлз» чемпионата мира!

Для нас была специально организована встреча с руководством команд. Поначалу приглашенные даже как-то постеснялись задавать вопросы такому большому начальнику, как шеф Skoda Motorsport Михал Храбанек. Но потом беседа все же завязалась. Михал охотно отвечал на любые вопросы, даже провокационные. Возможна ли «командная тактика», когда в лидерах — три машины одной марки? Конечно, нет! Тем более, что формально Фредди Лойкс представляет совсем другую команду. А основной состав — ведет равноценную борьбу за победу в серии. Не было обидно, когда стало известно, что программой WRC будет заниматься Volkswagen Motorsport, а не чешский коллектив? Нет, что вы! У нас прекрасная маркетинговая отдача в IRC, мы производим отличные машины, которые пользуются спросом, а приход Volkswagen, наоборот, поможет нам стать еще более конкурентоспособными!
Михал Храбанек

Итак, машины уходят на заключительную секцию. Впереди — три Шкоды, в погоне за ними — Невилль. Отчаянно пытается контратаковать Миккельсен, которому до француза остается чуть больше 10 секунд. Именно норвежец выигрывает два допа на решающем отрезке, но... бельгиец все-таки ускользает. Самое любопытное, что Копецки не выиграл ни один из этих трех спецучастков, а Лойкс все-таки взял финальный доп, но, тем не менее, чех себя обойти не дал. Финиш с разницей 1,2 секунды в пользу Яна (кстати, не побеждавшего на этапах IRC уже больше года) стал самым «плотным» по результатам финишем за всю историю этой серии! Хянниннен на фоне этой отчаянной схватки «асфальтовых асов» предпочел уверенную концовку гонки, финишировав третьим и отпустив дуэлянтов на полминуты перед собой. Наиболее расстроенным казался на финише даже не «лучший из остальных» (оставшийся-таки без медалей Невилль), а Миккельсен. Эта гонка могла стать его «звездным часом», призовое место явно не помешало бы пытающемуся ухватиться за места в заводских командах пилоту, но тот самый прокол лишил его шансов.
Фредди Лойкс

Но это были уже драмы за кулисами гонки. Злин ликовал! Весь подиум — за Шкодами, причем победил их любимец!

Финишная церемония в очередной раз продемонстрировала теплую, необычайно уютную атмосферу чешского ралли. Остроумный и умело разогревающий толпу перед прибытием экипажей комментатор щеголял... в пляжных шлепанцах. Правда, уступив место вполне официально одетому коллеге на основную часть действа. А где еще в момент вручения наград выпустят пофотографироваться и подержать кубок в руках представителей фан-клуба, одетых в невероятные костюмы? В красно-сине-белой (по цветам чешского флага) толпе с зелеными знаменами Skoda в руках и экипаж-то едва можно было разглядеть! И опять — огромное количество красавиц-моделей, позировавших не только на подиуме или около него, но даже... на крыше ближайшего торгового комплекса!

Машину-победительницу, как полагается, полили шампанским и едва ли не более обильно засыпали серпантином. Так, что после церемонии механикам пришлось буквально откапывать автомобиль, чтобы он смог уехать в закрытый парк. Уютное действо завершилось... А ощущение праздника осталось. С одной стороны, — праздника мирового уровня. Все-таки эти очки уже могут повлиять на общий исход IRC-2011. С другой, — праздника по-своему «домашнего». Ведь действительно — ралли в Чехии чувствует себя как дома. И в этот дом хочется приезжать снова и снова!

Источник: Авто@Mail.Ru